Как простить себя за смерть кошки?

Вопрос психологу:
Не могу перестать винить себя за смерть кошки. За все те минуты, что отпихивала ее от себя, когда была занята работой, откладывала поездку ко врачу и сдачу анализов, оставляла лежать на полу, когда ей было, как я теперь понимаю, плохо, оставляла ее на попечение друзей, уезжая в другую страну, хотела завести других кошек. За то, что не дождалась ответа другого врача, который предлагал ее потянуть еще, и позволила клинике ее усыпить. Умерла она от почечной недостаточности, с развившимся отеком легких и мозга, у меня на руках. Мне 24, кошке было 18 - этим все сказано. Она была со мной всю мою сознательную жизнь и я просто не представляю, как мне дальше двигаться сейчас. Я только сейчас поняла, что мое самое большое сокровище всегда было не где-то далеко, куда надо идти и добиваться - оно было у меня под носом, а я - слишком слепа и глупа, чтобы оценить его по достоинству и подарить 200% любви и добра существу, которое провело со мной больше времени, чем отец и мать вместе взятые. Я спасла ее котенком при вероятности 90% смертности, но зачем-то сдалась сейчас, когда можно было хотя бы потянуть ее пару дней с надеждой на улучшение. Очень хотелось бы уснуть и забыться хотя бы на короткий срок, но я вижу ее смерть, долгую и мучительную, полукоматозное состояние у меня на руках, даже во сне, ощущаю ее запах и слышу ее в доме. Поэтому домой возвращаться просто не хочется и страшно. Тело просто физически выворачивает наизнанку, боль в груди неимоверная. Думаю, лучше бы я умерла, чем она. Умом я понимаю, что возраст, она бы все равно умерла вскоре, но не могу перестать плакать и просить у нее прощения. Ощущение такое, что та безусловная сила в жизни, которая двигала и держала все и вся в жизни, просто исчезла, и теперь жизнь функционирует на автомате - одна большая звенящая пустота. Посоветуйте, пожалуйста, такие состояния возможно вытащить самостоятельно, и если нет, в каком формате лучше проходить психотерапию - очень не хочу пить антидепрессанты, никогда.
Автор вопроса: Анна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Анна.
Примите мои соболезнования. Смерть кошки – для вас очень тяжелая потеря. И вы сейчас ощущаете сильную душевную боль, пустоту, бессмысленность жизни, потерю энергии и сил. Вы переживаете горе. И все ваши чувства являются нормой для этого периода.
Ваша любовь превратилась в боль, когда кошка умерла. Боль говорит о важности и ценности существа, которое вы утратили. Вам предстоит долгий и сложный путь оплакивания, примирения с утратой и перестройки своей жизни без дорогого питомца. Вы сможете пройти этот путь самостоятельно без антидепрессантов, если не будете убегать от своей боли и страданий. А будете плакать, вспоминать и хорошее, и плохое. Горе изживается только слезами и воспоминаниями, другого пути нет. Горе превращается в патологическое, если человек отрицает важность потери любимого существа, прячется от страдания в работе, сериалах, развлечениях.
Смерть – это естественный процесс. Но мы обычно живем так, как будто конца не существует. Мы забываем о смерти, потому что мозгу невыносима мысль о том, что наступит момент, и каждый из нас завершит свой путь на земле. Вам тяжело, потому что вы стоите у самого края пропасти и смотрите смерти в лицо. Сейчас вполне нормально испытывать страх, ужас и отчаяние.
Вы также испытываете сейчас вину, нападаете на себя за то, что не были достаточно внимательны к кошке. Ваши самообвинения - важный этап в проживании горя. Это энергия, которая помогает переработать болезненный опыт, взять из него все хорошее, проанализировать свои ошибки. Идет глубинная душевная работа трансформации вашей личности. Вы уже никогда не будете прежней. Эта потеря изменит вас навсегда, сделает лучше, благороднее, добрее и внимательнее к другим.
Вина - это когда человек намеренно навредил или причинил ущерб. Сейчас вам может казаться, что вы сделали недостаточно и это вполне закономерное чувство. Большинство переживающих потерю хотят вернуться в прошлое и сделать по-другому. Но это иллюзия. В каждый момент времени мы делаем ровно столько, насколько у нас хватает сил, знаний, возможностей. Сейчас вы уже другой человек, переживший смерть. А там и тогда была другая девушка, она не знала, чем это может закончиться. Поэтому она не могла поступить по-другому. Предлагаю вам называть свое состояние не чувством вины, а чувством утраты и сожаления: «Я сожалею. Мне очень жаль, что так вышло».
Любовь – это не только забота, поддержания жизни любой ценой, но и сделать все, чтобы защитить любимое существо от страдания. Жизнь в постоянной боли – это страшное мучение. Любовь – это не заставлять страдать любимое существо только ради того, чтобы оно побыло с вами дольше. Важно во время его отпустить.
Так устроена жизнь, что мы растем и развиваемся только через боль и потери. Когда у нас все хорошо, нет стимула к изменениям.
Настройтесь на то, что горе займет у вас примерно год-два. Вам будет сложно, боль будет накатывать волнами, будет заставлять уходить в себя, отрешаться от привычной суеты. Может нарушиться сон, аппетит, потеряться интерес к тому, что раньше было интересным.
Когда умирает любимое существо, поднимаются чувства и переживания всех потерь, которые вы переживали в прошлом. Любое событие, где вы испытывали одиночество, отвержение, ненужность, беспомощность, оставленность – сейчас становятся актуальными. Вы горюете не только о кошке, но и о всех своих потерях, начиная с рождения и утраты рая материнской утробы, отлучения от груди, ситуаций, когда родители оставляли вас одну или отвозили к родственникам. Все ваши прошлые травмы сейчас открылись и кровоточат, поэтому так больно.
Помните, что горе не бесконечно. Оно заканчивается. Боль изменится и превратиться в печаль.
Рекомендации, как самостоятельно прожить утрату:
Позаботьтесь о своем теле. Пейте много жидкости. Наладьте сон. Много гуляйте на свежем воздухе.
Выработайте привычку записывать. У вас могут быть трудности со сосредоточением. Вы можете чувствовать себя запутанной, заблудившейся, человеком, на которого свалилась гора проблем. Заведите блокнот и записывайте все, что нужно сделать.
Предельно ясно и четко говорите другим, в чем вы нуждаетесь. Не объясняйте причины, просто четко говорите, когда вам нужно что-то, или когда вы не готовы сделать что-то, что от вас ждут.
Подумайте о том, чтобы привлечь в помощь другого человека, кого-то сострадательного и заботливого. Это может быть друг, коллега, родственник, кто способен слушать и сопереживать. После того, как вы определите для себя этого человека, просто спросите его, сможет ли он помочь вас пережить этот сложный период. Поиск помощника в первый период - самое лучшее, что вы можете сделать для себя
Лучше всего обратиться к психотерапевту, но не за антидепрессантами. Специалист поможет вам осознать и переработать чувства: обиду, гнев, вину, страх и отчаяние, поможет найти смысл потери и ее влияние на вас.
Заведите журнал скорби. Это место, куда можно записать ваши чувства, воспоминания, размышления.
Выясните свои «триггеры». Триггеры горя - это люди, места, вещи, которые усиливают ваши чувства гнева, страха, беспокойства. Некоторые можно избежать, убрать, к некоторым можно подготовиться.
Обучайте себя: прочитайте доступные книги и ресурсы о переживании горя и самоподдержки. В интернете вы можете почитать статьи о том, как помочь себе пережить утрату домашнего питомца, прочитать истории людей, которые также столкнулись с потерей, взять себе опыт этих людей.
Общайтесь с другими. Определите для себя, кто из близких вас поддерживает
Через какое-то время, когда вы почувствуете ослабление боли, и тогда можете заняться созданием шкатулки памяти. Соберите туда вещи, фотографии, игрушки, которые будут напоминать вам о любимой кошке.
Посадите в память о животном деревце или домашний цветок – как символ связи вашего прошлого, настоящего и будущего, и важности того периода жизни, когда дорогое вам существо было рядом.
Вот такие мои рекомендации. Надеюсь, они будут вам полезны. Верю, что вы справитесь. Успехов вам, Анна.