Ужасно выступила. Чувствую сильный позор и вину.

Вопрос психологу:
Я до паники боюсь публичных выступлений… Учусь в вузе на 1 курсе. Должна была рассказать сообщение на одном из предметов. В итоге несколько недель я всячески избегала выступления, говорила, что забыла взять текст/флэшку, или вообще не приходила на урок. Все это время я работала с онлайн-психологом и готовилась к тому, что однажды выйду и расскажу это несчастное сообщение. А сегодня еле как осмелилась и действительно рассказала. Но это был ужас… От сильного переживания у меня ОТКАЗАЛА нижняя губа (при этом она сильно дрожала), и я издавала какие-то нечленораздельные звуки, причём жутко тараторила. Как выглядела моя не слушающаяся губа со стороны, я даже представлять не хочу, но все это видели. Все это время в кабинете царила гробовая тишина. После моего выступления все начали шептаться и хихикать, а препод тяжело вздохнул со словами «ну хоть тему закрыли». Все кроме меня, кстати, отлично поставленным голосом рассказывали, без нервов, так что был контраст… Позвонила маме, чтобы рассказать ей об этом, а она в ответ накричала на меня за то, что столько денег было потрачено на психолога и ноль результатов, назвала меня жалкой, предложила забрать документы из вуза, раз я не могу даже с листочка текст прочитать. Хотя надеялась на ее похвалу за то, что заставила себя вызываться к доске. Теперь чувствую сильный позор от выступления и вину за то, что выкачала столько денег (8 тысяч, если интересно) у родителей, и безрезультатно. Не хочу появляться больше не в вузе, не на глазах у родителей. Чувствую себя никчемной и жалкой, как и сказала мне мама. Как не думать о своём позоре и вообще, что мне делать?
Автор вопроса: Аня Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Потемкина Анна Олеговна.
Аня, здравствуйте! Я понимаю Ваши чувства и переживания. Я расскажу Вам, как можно самой отпустить эту ситуацию и дам некоторые рекомендации по дальнейшим выступлениям.
Сейчас важно простить себя.
У каждого человека в жизни была история, где ему было стыдно. Мы можем и имеем полное право ошибаться и чего-то не уметь. Мы же не святые и не супер-герои, мы - просто люди! Вы выступили, как смогли. Вы молодец, что решились, что перебороли свой страх. Вы заслуживаете своего прощения. Вы ничего плохого никому не сделали.
Некоторые техники, которые помогут Вам уменьшить значимость этой ситуации, простить и поддержать себя.
1. Посмотрите на эту ситуацию со стороны, как будто Вы сидите в классе и слушайте себя выступающую. Посмотрите на эту девушку, она воонуется, ей страшно, и она продолжает выступать... Что Вы чувствуете к ней? Как относитесь к этой ситуации? Как бы Вы поддержали себя? Что сказали, что сдлелали, как бы помогли себе?
Как бы Вы почувствовали себя там, если бы получили такую поддержку? Запомните это чувство. Придумайте ему какой-то символ или образ.
2. Теперь представьте, что теперь Вы подмимаетесь вверх и видите ситуацию с высоты 3го этажа, что Вы видите вокруг, как воспринимаете эту ситуацию. Теперь поднимайтесь выше и с высоты птичьего полета, что Вы видите, как теперь воспринимается Вами эта ситуация. Теперь, представьте Вы летите на самолете над ней. Что Вы видите?
Так примерно выглядит ситуацию в маштабах всей Вашей жизни.
Что чувствуете сейчас по отношению к этой ситуации? Когда-нибудь Вы просто улыбнетесь, вспомнив о ней, правда ведь?
3. Техника "Заземление" для усиления уверенности. Можно делать перед выступлением.
Ноги всей плоскостью стопы стоят на полу, руки и ноги не скрещены. Спина расслаблена и облакочена, шея расслаблена, голова желательно тоже имеет опору. Глаза закрыты. Представляете, как с каждым глубоким медленным вдохом представояем, как через стопы из земли поступает энергия- здоровье, силы уверенность, теплая оранжево-красная, согревающая, расслабляющая и зарядающая, напитывающая, это энергия земли, сила корней, потенциал переданный от предков (представляйте то, что Вам ближе), она наполняет постепенно при каждом вдохе все тело. А при выдохе также через стопы выходит весь негатив, страх, тревоги, неуверенность, переживания. Дышать так до полного расслабления и наполнения силой.
Рекомендации по выступлению.
-Не останавливайтесь на достигнутом - с каждым разом будет получатся лучше. В следующий раз при выступлении вспоминайте ту поддержку, которую Вы себе оказали и те ощущения от собственной поддержки, представьте тот образ или знак. Вспомните насколько незначительна эта ситуация в масштабах все жизни. Когда мы уменьшаем значимость ситуации, то чувствуем себя свободнее и увереннее, расслабленнее и независимее, и результат, соответственно, получается лучше.
-За день до выступления потренеруйтесь рассказывать перед зеркалом. Сделайте как минимум 5 повторений. Старайтесь говорить медленнее с паузами - делайте глубокий вдох и выдох. Опирайтесь на план выступления, а не на текст - он рефлекторно вызывает желание именно читать, а не рассказывать.
-Вы можете еще сказать всем, что волнуетесь, попросите поддержать и не судить строго, а особо чувствительным предложить выйти) - такое признание разрядит обстановку и поможет Вам немного расслабиться и уменьшить значимость ситуации- поскольку Вы всех предупредили о своем волнении и значит можете спокойно себе волноваться)
Во время выступления делайте паузы, глубокий вдох и выдох.
Рекомендую также прочитать книгу Радисдава Гандопаса "Камасутра для оратора".
Главное, помните, что Ваша проблема решаема - многие с этим сталкивались и справлялись, значит, и Вы сможете! Старайтесь меньше себя критиковать, больше тренероваться выступать (пусть даже перед небольшими группами своих знакомых и близких), практиковать эти техники и у Вас все получится!