Нормально ли отрицать чью-то смерть более 14 лет?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, более 14 лет не могу отпустить людей, умерших при мне из-за очень тупой причины. Думаю что смерти можно было избежать притом обоих. В момент перед случившимся в обоих случаях была уверенность, что умрёт. Вместо того, чтобы действовать самостоятельно, скинула на других, в итоге получилась картина того, что только мне была понятна ситуация. До того события уже приходилось терять друзей, и умершие люди, были моменты что они меня предавали. 3 года назад тот же сценарий повторился, так же умирающий человек, так же понимание, что нужно что-то делать и снова скинула на других, что привело к летальным последствиям. За оправдание такому поведению обычно используется депрессия. Так же нередки случаи аутоагрессии. С чего начинать работать над данным вопросом. Вроде с виной стало полегче, но как поменять сценарий. И как правильно вообще проживать чью-то смерть, если при мысли об этом начинаешь задыхаться буквально, а боль в груди становится физической. Вообще я часто стараюсь перекладывать всё на других.
Автор вопроса: Рол Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Рол!
Тема смерти непростая. Тем более, когда умирают люди на глазах у конкретного человека. Здесь в двух словах совета не дашь.
Страх смерти присущ всему живому. Это сидит в нас на генетическом уровне. Поэтому бороться с этим страхом бесполезно. Можно только принять его и немного отодвинуть.
Но чтобы мы не делали - страх смерти всегда останется с человеком и это нормально.
Особенно этот страх актуализируется, когда мы становимся свидетелями чужой смерти. А если потеря связана с близким или любимым человеком, то его уход всегда кажется преждевременным и несправедливым.
И я сейчас не веду речь о врачах или военных, где смерть становится частью бытия или профессии. Я говорю о трагичных сценариях для обычных людей. Часто, если смерть произошла в присутствии человека, этот человек скорее всего снова и снова возвращается к мысли: а можно это было бы избежать такого стечения обстоятельств? А можно было как-то помочь или поступить по-другому, что изменило бы ситуацию? Почему так больно и как эти эмоции остановить или приглушить?
К сожалению, не всегда есть готовые ответы на эти вопросы.
Не зря в народе говорят – время лечит.
И Вы, Рол, не исключение.
Тот факт, что Вы много лет возвращаетесь к смерти, которой стали свидетелем, а также о физическая реакция Вашего организма на это воспоминание (трудное дыхание, физическая боль в груди) говорит о застревании на травмирующем событии. Скорее всего Вам самостоятельно будет трудно справиться. Рекомендую обратиться к психологам, которые специализируются на подобных состояниях.
Что касается изменения сценариев, то Вы действительно думаете, что Вам подвластны сценарии жизни и смерти других людей? Я надеюсь речь не идет о сознательном лишении жизни других людей? Если нет, то и незачем брать на себя такую ответственность.
Следует отметить, что реакция людей в стрессовых чрезвычайных ситуациях зависит от ряда факторов: от особенностей врожденной нервной системы, от черт характера, от воспитания, от наличия определённых гормонов в крови, от имеющегося опыта действия в подобных ситуациях, от конкретных обстоятельств в этом месте и в эту секунду и др. Часто человек, потом, когда чрезвычайная ситуация остается позади, когда гормональный фон возвращается к норме, когда уже понятен исход, анализирует и понимает, что можно было бы поступить по-другому. И, возможно, это привело бы в другим последствиям.
Но если этого конкретного человека вернуть на машине времени снова в те же условия (стресс, страх, отсутствие опыта), то скорее всего этот человек поступит также, как и в первый раз. Поэтому сожалеть о том, чего нельзя вернуть и нельзя изменить – бессмысленно. Можно учесть полученный опыт и двигаться дальше.
Что касается перекладывания ответственности на других людей, то это тоже связано с набором факторов: особенности воспитания, сложившийся опыт, неуверенность в своих силах, решение вести себя как ребенок или как взрослый. С этим тоже можно поработать с психологом.
Как Вы понимаете – депрессия и аутоагрессия – не несут облегчения, не решают основные задачи. Это неэффективные сценарии решения проблем.
Существуют другие способы выхода из сложных ситуаций. При консультации с психологом, Вы обязательно обсудите какие наиболее подойдут Вам.