Как перестать вспоминать бывшего? Я запуталась и не понимаю своих чувств к нынешнему партнёру.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я встречалась с парнем несколько лет, отношения были очень сложные эмоционально, как и разрыв этих отношений. Расстались по причине частых ссор.
Сразу же после расставания начала общаться с другим. Думала, что переключившись на другого человека смогу легче пережить болезненный разрыв. Но вот уже пол года я нахожусь в отношениях с другим человеком, мне с ним хорошо и есть к нему чувства, но всё это время я периодически тоскую по бывшему. Я осознаю что мы никогда не будем вместе уже и мне будет лучше с нынешним партнёром, но у меня очень сильная привязанность к бывшему. Я не могу его забыть и отпустить.
Я запуталась и не понимаю своих чувств к нынешнему партнёру. Использую ли я его в качестве замещающего партнёра или нет... Ведь я с ним начала строить отношения буквально сразу после расставания, ещё не отпустив бывшего партнёра.
У меня к нему сразу появилась симпатия. Я увидела в нём человека, с которым мне будет спокойно. Так и есть, мне с ним надёжно и комфортно. Но я очень часто вспоминаю о бывшем...
Как мне быть?
Автор вопроса: Наталья Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Евдокимова Анна Владимировна.
Здравствуйте, Наталья.
Чувствую вашу растерянность и хочу вас поддержать.
Давайте попробуем разобраться в вашей ситуации. Для начала предлагаю попробовать порефлексировать. Я вижу здесь несколько направлений для анализа.
Самое первое, что приходит на ум – это идея о том, что в своей жизни мы воспроизводим родительские паттерны отношений. Это значит, что в своих близких отношениях мы склонны повторять основные принципы построения взаимоотношений родителей между собой, либо наших собственных отношений с кем-либо из них. Вы говорите о том, что с бывшим молодым человеком «отношения были очень сложные эмоционально» - чей это паттерн, на какие ещё отношения они были похожи, с кем вы чувствовали себя так же? Анализ этого момента предполагает дальнейшую работу по отделению себя от родительской ситуации, если это их паттерн, осознанию себя в качестве самостоятельной личности. Если же вы понимаете, что подобные отношения напоминают вам о том, как вы чувствовали себя с одним или обоими родителями, то речь будет идти о закрытии ваших детских потребностей, работе с вашими дискомфортными состояниями и фрустрированными ожиданиями.
Второе направление для анализа – это собственно ваши отношения с бывшим молодым человеком. Как долго встречались? На что обратили внимание при знакомстве? Что именно вас в нём привлекло? Что вы ценили в нем самом и в ваших отношениях? Какой вы чувствовали себя рядом с ним? Строили ли вы совместные планы на будущее? О чём мечтали?
Ваша «очень сильная привязанность к бывшему» и невозможность «его забыть и отпустить» свидетельствуют о том, что в тех отношениях вы закрывали свои какие-то очень важные потребности, имели связанные с ним ожидания, от которых до сих пор как будто не смогли отказаться. «Периодически тоскую по бывшему» - что это за тоска? Что именно вы вспоминаете, по чему конкретно тоскуете? Каких эмоций вам сейчас не хватает?
Эмоционально сложные отношения предрасполагают к более длительному гореванию (оплакиванию) их завершения. Именно потому что они не были идеальными, с ними связаны не только положительные эмоции, но и дискомфортные состояния и ощущения, которые в свою очередь не дают нам посмотреть на эти отношения более отрешенно, как на этап жизни, не позволяют поблагодарить бывшего партнера за уделенное вам время и преподнесенные уроки и спокойно и уверенно пойти дальше. Чувства обиды, вины, ощущение невысказанности мешают ощутить благодарность за то, что человек был в вашей жизни и дал вам отношения, через которые вы подросли как личность. Здесь вашей задачей будет обнаружить в себе оставшиеся к тому человеку чувства, сформулировать их и проработать.
Ещё один момент для саморефлексии – это ваша способность выдерживать одиночество. «Сразу же после расставания начала общаться с другим» - почему? Как так вышло, что вы не дали себе времени и пространства для горевания? Выносимо ли для вас одиночество, сложные переживания? Умеете ли вы находиться в контакте со своими чувствами и проживать их, не сбегая и не отвлекаясь?
Что касается вашего нынешнего молодого человека, вы говорите «мне с ним хорошо и есть к нему чувства» - а какая вы рядом с ним? Как бы вы себя описали, когда вы находитесь в контакте с ним? «Мне будет лучше с нынешним партнёром» - это когнитивная конструкция, рассуждение на рациональном уровне. Попробуйте удобно сесть или прилечь, сделайте несколько спокойных и глубоких вдохов и выдохов. Вот вы одна, просканируйте своё тело – как вам сейчас, что чувствуете? А теперь представьте, что рядом с вами присаживается ваш молодой человек. Отпустите картинку, не пытайтесь ею управлять – что тогда происходит? Как вы себя ощущаете? Как реагирует ваше тело на его появление? Что хочется сделать, какие эмоции поднимаются?
Наталья, этот анализ - лишь первый шаг, который вам предстоит сделать, чтобы разобраться в себе и в своих чувствах, но я очень надеюсь, что предложенные вопросы помогут вам хотя бы немного прояснить для себя ситуацию. Буду рада вашему отклику в комментариях или в отзыве.
С уважением, Анна.