Как определиться в гражданском браке? Уйти или остаться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. 3 года назад я родила сына. Отец ребёнка ещё до его рождения отвернулся от меня и отказался от ребёнка. Хотя, мы с ним вместе планировали ребёнка по его инициативе. Через две недели после расставания со мной, этот товарищ уже позвал жить к себе другую девушку. И она через месяц забеременела. И он сразу на ней женился. Моя самооценка была на нуле. Я в тумане была всю беременность. Одной радостью для меня стало общение с одним парнем, моим одногруппником Максимом. Он начал проявлять заботу по отношению ко мне. Покупал мне витамины, еду, дарил бытовую технику, например стиральную машинку, микроволновку, блендер. Когда я была на 6-ом месяце беременности, мы с Максимом перешли на близкие отношения (с интимом). Я была всё равно подавлена из-за предательства отцом ребёнка (назовем его Петей) и никак не определяла для себя отношения с Максимом. Хотя, по правде говоря, Петю я не любила, поэтому у меня не было разбито сердца. Было просто чувство ненависти и обиды. У меня просто не было энергии ни на что. И с Максимом мы не жили вместе, но я часто оставалась у него на ночь. Потом я узнала от подруги Максима, что он женат. Тогда я была на 7-ом месяце.. Я сразу с ним рассталась, но он приехал ко мне и уговорил остаться. Сказал, что с женой давно не живёт вместе и их объединяет только их сын (про сына я знала). И я знала, что он действительно с ней не живёт уже 3 года. В общем, я не ушла от него. После рождения моего сына, Максим стал чаще приходить ко мне и чаще оставаться. Однажды я проснулась и осознала своё положение и статус отношений. Ведь я встречалась с женатым мужчиной, хоть он, конечно, давно не живёт с женой. Но факт оставался фактом. И я напрямую спросила у Максима - когда он разведется. На что он ответил, что разводиться не собирается. На мой вопрос "почему", он просто сказал, что не хочет. Это было на столько оскорбительно для меня и низко, что я сразу даже не нашла - что ответить. В общем, я молча собрала его вещи в своей квартире и спокойно сказала, что больше не хочу его видеть и мы расстаёмся. Максим удивился моему решению. Он даже не понял - почему. Но я ему объяснила, что не хочу быть в таких отношениях и мне нужен свободный мужчина, который захочет построить семью со мной и жениться на мне, а не мужик, который с невозмутимым лицом говорит мне, лёжа у меня в постели, что не собирается разводиться. Он ушёл. А на следующий день начал мириться со мной. Сказал, что он в сентябре уже разведется (дело было в феврале.. ) , а на мой вопрос о разводе он так ответил, потому что ему не нравится обсуждать эту тему. Конечно, я ему сказала, что моя позиция не поменяется по поводу отношений с женатым и напомнила ему, что он не только со мной встречается, но и с моим ребёнком. И поэтому он не имеет права так говорить мне про свой развод. В общем, мы помирились. Я была этому рада. Ведь я его очень любила и сильно привязалась. Но вот прошёл сентябрь, а Максим так и не развёлся. Сначала были оправдания что-то вроде "не успел, схожу в суд на следующей недели". Потом осень закончилась и, оказалось, что его жена не хочет разводиться до тех пор, пока Максим не купит квартиру их сыну. То есть развестись можно, но тогда она заберёт половину всего. А у него после брака много чего было куплено и он не хотел с этим прощаться. В общем, я ела его завтраки до тех пор, пока он совсем не заврался. Уже настала весна и Максим купил квартиру для нас троих. Надо было переезжать. Но мне абсолютно не хотелось переезжать в квартиру, которая, с юридической точки зрения, не моя с Максимом, а Максима с его женой. И я ему сказала, что если он не сходит до переезда в суд и не подаст на развод, то я не поеду к нему и мы расстанемся. Он в суд не пошёл. Ну я и сдержала своё слово - сняла квартиру поближе к работе и часть вещей уже туда перевезла. Я искренне хотела расстаться с Максимом, ведь я понимала , что нахожусь в глупой ситуации и всё абсолютно нестабильно! Когда Максим узнал от меня, что я сняла квартиру и не буду с ним больше жить, он сделал оскорбленный вид и хотел, вроде, уйти хлопнув дверью. Но почему-то так и не ушёл. Вместо этого он и свои вещи перевез в мою квартиру, хотя в его распоряжении было две своих квартиры, одна из них которая только что куплена. А я не смогла его выгнать. Потому что не хотела, не смотря на всю мою решительность по поводу расставания. Я ему ещё раз объяснила свою позицию : мне нужно знать, что человек рядом со мной хочет построить семью и он не женат. Он уговорил меня переехать в его новую квартиру при условии, что он всенепременно подаст на развод в ближайшее время. С момента переезда прошло полтора года. И Максим только сейчас подал на развод. Его жена всё так же настроена получить от Максима квартиру для их сына, иначе она грозит отобрать у Максима половину всего, включая и его новую квартиру, где мы сейчас живём. Я его жену понимаю. И мне стыдно перед ней, хотя, они задолго до меня расстались и она сама от него ушла. Но конкретных причин я не знаю и Максим мне не рассказывает. Но, конечно, я понимаю, что в ссоре всегда виноваты оба. В общем, это их дело. Но я злюсь на себя, что затянула себя в такую паутину... И сына втянула. Ведь он называет Максима - папой. И Максим очень хорошо относиться к сыну. Хочет его усыновить. Но никто не разрешит усыновить ребёнка без официального брака. Мы узнавали. И Максим это понимает и всё равно говорит, что надо немного подождать и всё у нас будет. А я уже превращаюсь в ту женщину, которая давит на своего мужчину по поводу брака. Я ему очень часто стала говорить, что хочу замуж. А он всё чаще начал отвечать :"А что изменит этот штамп в паспорте? ". И я ему объясняю - что я об этом думаю. Говорю Максиму, что я хотя бы буду знать, что не зря вкладываю всю свою энергию в дом, в отношения. И что если его вдруг похитят инопланетяне и он будет считаться пропавшим без вести, меня не выгонят с его квартиры с вопросом :" А ты кто такая, девушка? ". Да и просто ему сказала, что каждая девушка хочет официальных отношений и я ему сказала это ещё в начале отношений, поэтому он знал моё мнение. Сейчас ситуация такая, что мы вместе с Максимом уже 3 года, из них 2 года живём вместе. Мой сын называет его папой. В материальном плане я полностью от него зависима, хотя, сильно меня это не пугает. Просто с Максимом я перешла на уровень повыше в плане благосостояния. Мы даже с ним в Европу летали отдыхать на три недели, а до него я только мечтала об этом. Все мои знакомые и друзья знают Максима. Все друзья Максима знают меня. Мы вместе строим планы на будущее. С подачи Максима. Но я его начинаю уже ненавидеть, потому что мне приходится давить на него, чтобы он что-то поменял в своей жизни. А меня это унижает. И сейчас так получается, что я говорю про брак и как-будто уговариваю его. Но я так не хочу. И не знаю что делать. Отпустить ситуацию и получать блага я не смогу, пока не будет определённости. Я не материалист, видимо. А разговаривать с ним уже кажется бесполезным. Как разрубить этот гордеев узел? Стоит ли уходить? Я его люблю, но себя я тоже люблю. Пытаюсь любить... И я понимаю, что ему со мной удобно. Но я боюсь, что он забирает мою молодость. Я растрачу себя на него, а он возьмёт, например, и передумает жить с нами. Я понимаю, что дело в моей заниженной самооценки, но я вижу только один выходной из этой ситуации : уйти от Максима и постараться простить себя и его. Но меньше всего на свете мне хочется уходить от Максима...
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Сопа Мария Петровна.
Здравствуйте, Татьяна! Самое странное в нашей жизни, это то как иногда ведут себя наши любимые и близкие люди. Мы просто в замешательстве и не знаем как себя вести в той или иной ситуации, и это нас мучает и не дает нормально жить. В Вашем случае, предательство: любимый поступил подло..., затем, человек, который в трудный период Вашей жизни, оказался рядом, "растопил" душу, принял Вашего ребенка как своего но... но, опять же непонятно и его поведение. Вроде он всегда рядом, не уходит когда прогоняете, но и не идет на брак. Так что же делать дальше? Нужно делать выбор между браком и расставанием. Как я поняла из вашего письма, брак для вас ровно семья (и еще для вашей самооценки: доказать бывшему, что у вас все отлично и без него) Но ответе себе на вопрос: всегда ли брак - это семья? Все люди разные, что для одного высшее проявление любви - это штамп в паспорте, то для другого - это просто быть рядом.
Скорее всего Ваш Максим пережил неудачный опыт, и относится с опаской к браку (скорее всего сейчас он переживает тот конфликт), попытайтесь посмотреть на его проблему "его глазами" (очень хороший метод, чтобы понять другого человека). Вспомните как он высказывается о браке (не о его конкретно, а в целом его отношение к браку, может быть он смеется над женатыми, или тому подобное) с Вами, с вашими друзьями, знакомыми. Возможно ваше с ним отношение к браку, семье и любви немного разное. А вы сами у него об этом и спросите. Ну конечно же его жена - третий лишний.
Мы живем здесь и сейчас, не в прошлом и не в будущем. Зачем тратить свою энергию на то что еще не произошло (да и возможно не произойдет). Вы же сами сказали, что сейчас Вам хорошо, так живите сейчас. Будьте независимы от прошлого и будущего. Делайте то, что подсказывает Вам сердце...
Мне кажется Вы сами ответили на свой вопрос: "Но меньше всего на свете мне хочется уходить от Максима...", так и не уходите.
"уйти от Максима и постараться простить себя и его", а вот простите ли Вы себя за это?...???