Как понять, кого ты действительно любишь?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Вот уже 7 лет я в отношениях с моим мужем. Поженились мы пять лет назад. До свадьбы все было хорошо, после тоже, но недолгое время. Так получилось, что я начала переписываться с братом мужа моей сестры. Он значительно младше меня. У нас оказалось много общих интересов, тем. Через месяца три он сказал, что я ему нравлюсь. Я поняла, что он мне тоже нравится. Мы виделись с ним три раза по нескольку дней во время поездок в гости к сестре (она и муж живут с родителями мужа и его братом). За время этих поездок мы еще больше сблизились. Муж в то время уделял мне мало внимания, не говорил со мной на разные темы, не понимал меня, во многом не мог поддержать. Часто я плакала по ночам от эмоций на учебе, от его невнимания. Он никак не реагировал. Все это недостающее было в брате мужа сестры (пусть он будет Миша, а муж Саша). Мы с Мишей переписывались, все зашло далеко, до интимных тем. Муж обнаружил переписки и потребовал развод. Сначала я даже ничего не чувствовала, мне было все равно. Но потом я начала рыдать, душу будто рвали, я поняла, что Сашу потеряла,что я ужасный человек. Ничего не могла поделать. Развестись пришлось. Что я только ни делала, Саша был непреклонен. Мы развелись, Миша поддерживал, ему было и Сашу жаль. Я же общалась с Мишей и одновременно доставала Сашу. С Сашей до свадьбы мы чуть не разошлись из-за его переписок с девушками, зачастую интимными, встреч. Он возобновил свои общения на сайтах, я сходила с ума. Одновременно он иногда отвечал мне, очень жестоко. Но соглашался раз 5 на встречу со мной только ради интима. Я нашла работу в другом городе, мне постоянно писал Миша, говорил,чтобы я ехала работать в его город, он тоже начнет скоро и мы будем вместе. А я уже была одержима желанием вернуть Сашу. Саша общался со многими, виделся с ними. С его слов позже он только с одной девушкой целовался, я не знаю, верить или нет. Он и признался только потому, что я нашла его переписку с точными подтверждением этого. Я приезжала в квартиру Саши (у меня были ключи), иногда типа за своими вещами...Он злился, но оставлял меня ночевать только по-человечески как он говорил. Спал отдельно, ко мне даже не прикасался. Я все старалась извиняться, найти с ним общий язык, достучаться. Но и с Мишей общалась. Он ревновал к Саше, звонил каждый вечер, успокаивал меня, когда я плакала. Я бросила работу, не выдержала, уехала к родителям. Саша иногда приезжал в тот же город на выходные, мы общались уже лучше,поэтому встречались, гуляли. И был интим. И вел он себя так, что я думала, что все налаживается. Через полгода он сказал, что все равно не любит меня, пытался вызвать чувства заново, но никак, не хочет меня обманывать. Я сказала, что пока он не выскажет мне это при личной встрече,я не поверю. При встрече он не смог. Мы снова начали встречаться, как до свадьбы. С Мишей общение не прекращалось. Я переехала жить с Сашей, через какое-то время он сказал,что не переставал меня любить, иначе мне бы это не простил. Я думала мы снова распишемся, но он не хочет по сей день, говорит,что сам не может объяснить причину. Поначалу говорил,что не хочет детей. Через полгода сказал, что уже хочет. В итоге с нашего примирения прошло года 2-2,5. Мы так и не расписались, я сказала, что не могу так, не в семье, планировать ребенка. И за эти пару лет общение с Мишей стало другим. Он устал прощать меня за то, что я врала, что я не с Сашей. Сказал,что его чувства убиты и угасли. Почти год назад его забрали в армию, мы общались очень мало, но он верил, что я с ним, перед уходом в армию написал,что он меня все-таки любит и специально не говорил этого. Из армии он делал предложение этой осенью. Зимой я не выдержала своего вранья, сказала Мише,что я снова с Сашей. Миша очень разозлился, сказал,что чувств у него ко мне не осталось, мы только друзья. А я...снова чувствую, что меня страшно тянет к Мише. Я не уверена, что люблю Сашу. Я знаю, что я очень плохой человек. Но я очень хочу разобраться и перестать обманывать всех и себя. Мишу я все время ощущала как родственную душу, близкого. Рядом с ним мне всегда хорошо, тепло душевно, спокойно. Он очень привлекает меня в интимном плане, но стоит поцеловать его, я перестаю его хотеть. Мне нравится общаться с ним, конечно нравилось знать,что он только мой. Но все родственники всегда были против нашего союза из-за разницы в возрасте в основном.
А рядом с Сашей мне не всегда спокойно. В последнее время я редко хочу его физически. Но без него тоже не могу. Он всегда заботится обо мне, но никогда не сможет говорить об этом как Миша. Я понимаю, что слова не так важны, как дела, но для меня и это важно. Саша более надежный, более зрелый по жизни.
Сейчас, находясь рядом с Сашей, я часто думаю о Мише. В голове вопрос - "Если бы Миша сказал, что любит меня все равно, позвал к себе, смогла бы ли я уйти или он снова стал бы мне безразличен?". Понимаю, что без Миши я не могу, я как разорванная на половины без него. И уйти от Саши я не могу тоже. Я не понимаю, кого я люблю. Может совсем никого. Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Варюхина Ольга Валерьяновна.
Здравствуйте, Анна.
«Я не понимаю, кого я люблю. Может совсем никого» Вполне может быть и так. Давайте попробуем разобраться)
Для этого нужно предельно честно и развёрнуто ответить самой себе на следующие вопросы: Что для меня важно в отношениях? Какие отношения для меня приемлемы? Как я вижу себя в отношениях? Какими качествами должен обладать мой мужчина? Так же, учитывая, что привязанность формируется у человека в первые годы жизни и в последствии влияет на отношения с партнёром, вспомните пожалуйста какие у Вас отношения в детско-родительской системе: Ваши с мамой, Ваши с папой, между отцом и мамой? Нет ли переноса детско-родительских сценариев на отношения с партнёром? Из описания Ваших взаимоотношений с мужем и другим мужчиной прослеживается нарушение младенческой привязанности, которая проявляется в избегающей привязанности, которая формирует зависимые (полное слияние с объектом любви) либо контрзависимые (близко не надо, но и далеко не уходи) отношения. Что для Вас близость? Душевная, интеллектуальная, физическая? Насколько опасно доверять? Быть уязвимой в отношениях? Если не просто отвечать на данные вопросы, то стоит обратиться за личной консультацией к психологу и вместе поискать на них ответы, что приведёт Вас к ясности и пониманию самой себя и того, чего Вы на самом деле хотите.