Я хотела бы отношений, но мне неприятно мужское внимание.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я выросла в полноценной, дружной семье. С папой у меня хорошие отношения, но я близка больше с мамой. В детстве папа часто уезжал в командировки и мной занималась только мама. Между родителями однажды был серьезный конфликт (мне тогда было лет 10-11), они ненадолго расставались, но потом сошлись и все наладилось. Между ними на сегодняшний момент бывают бытовые ссоры, но в целом все хорошо.
Я работаю, у меня есть хобби, я разносторонне развиваюсь, у меня есть друзья. Я бы хотела серьезных отношений с перспективой завести собственную семью, но когда мужчины мне оказывают внимание в том смысле, что я им нравлюсь, я себя плохо чувствую, мне это внимание неприятно. Даже просто когда на улице я ловлю на себе взгляд мужчины, мне это очень неприятно. Неприязнь возникает скорее в виде какого-то отвращения что-ли.. Я не уверена, но мне подспудно кажется, что за вниманием скрываются грязные умыслы, неискренность..
У меня прежде никогда не было отношений. В возрасте 15-16 лет я общалась с мальчиком, ровесником, мы очень хорошо дружили, но когда он признался мне в любви, я прекратила с ним все общение, довольно холодно начала себя вести и мы перестали вообще общаться. В тот момент мне показалось, что с признанием в любви на меня возлагается какая-то ответственность, а я не хотела этого. Мне нравилось наше простое, именно дружеское общение.
В рабочем или дружеском общении с мужчинами у меня нет таких ощущений, а вот в личном.. В чем моя проблема? Как мне ее решить?
Автор вопроса: Яна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Кирюшкин Аркадий Петрович.
Яна, здравствуйте!
Попробую поисследовать Вашу ситуацию. Возможно, получится ответить и на Ваши вопросы…
Вначале хочу затронуть тему неприязни, отвращения, неискренности, грязных умыслов в отношениях с мужчинами.
Подобный набор определений, собранный воедино в письме (а значит и в мыслях) молодой девушки, может говорить о разном.
Например, о том, что на каком-то этапе жизни в Вашем сознании появилось, а потом и закрепилось, вполне конкретное (очевидно отрицательное) отношение к мужским фигурам, окружавших Вас. Чаще всего это происходит в детстве, раннем детстве.
Когда в какой-то ситуации, краткосрочной или длящейся достаточно долго, Вы получили негативный опыт взаимодействия/общения именно с мужской фигурой. Причём, само наполнение этого случая могло не иметь никакой «привязки» к сфере отношений, от слова «совсем».
НО! Этот опыт произвёл на Вас, как принято говорить, «неизгладимое впечатление» и закрепился в сознании.
Долгие годы Вы о нём не вспоминали и, возможно и такое, даже НЕ подозревали. До тех пор, пока не повзрослели и не стали всё чаще и чаще оказываться в ситуациях, когда Вам оказывают пристальное ЛИЧНОЕ ВНИМАНИЕ. В этот самый момент сознание и «подбрасывает» Вам тот самый опыт, безусловно травматичный, поведения в похожей ситуации из детства.
И тут же, благодаря ситуационному триггеру, Вы буквально «проваливаетесь» в детскую позицию и ведёте себя так, как та маленькая девочка, много-много лет назад. Это происходит совершенно без Вашего участия, «на автомате». Так работает психика…
Это всего лишь одна из гипотез (мало данных) почему с Вами такое происходит и, отчасти, ответ на вопрос «В чём моя проблема?». Чтобы разобраться по-настоящему и добраться до сути необходимо кратно больше информации и, естественно, иной формат общения – в переписке это сделать попросту невозможно.
К слову, это ответ на вопрос «Как мне её решить?».
Только в терапии. Поскольку, велика вероятность, что причина Вашего нынешнего состояния находится не на поверхности и «простой» консультацией её выявить и нивелировать (а это можно сделать) не получится, увы.
Надо отдавать себе отчёт в том, что «волшебной таблетки» НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Это проверено… И «по щелчку» ничего не изменится. От Вас потребуется осознанное желание поменять положение вещей…Только так.
Хочу, кратко, коснуться ещё одной важной, как мне кажется, темы, которую я считал в Вашем обращении.
Ответственность. И всё, что её окружает.
Из того, что Вы написали, у меня сложилось впечатление, что в Вашем сознании есть достаточно жёсткая связка «любовь/чувства-ответственность».
Я бы поразмышлял в этом направлении, как говорится «на досуге». Потому что подобная диада просто так не образовывается. Для её возникновения обязательно нужны некие предпосылки. Ведь она должна не просто появиться – чтобы проявляться так, как это происходит у Вас, она должна была укорениться в сознании – а это не быстрый процесс.
Могу предположить (опять же, на уровне гипотезы), что здесь имеет место эффект от «классических» социальных установок и ограничивающих убеждений, которые насаждаются в детском сознании окружающими, чаще всего значимыми взрослыми (родители, близкие родственники). И эффект это настолько «долгоиграющий» и пролонгированный, что может преследовать человека всю жизнь…
Резюмируя.
По формальным признакам, Вы можете оставаться в своём нынешнем состоянии и, свыкнувшись с ним через какое-то время, воспринимать его как «данность» - так живёт значительное число людей, к моему сожалению. Либо - озадачиться этими трудностями и пытаться их решить. Первый шаг на этом пути Вы уже сделали, написав своё письмо…
Выбор, в любом случае, за Вами.
Яна, если Вам нужен полноценный разбор Вашего случая - пожалуйста, пишите мне на почту [email protected]
Буду благодарен, если сочтёте возможным оставить отзыв.
Всего Вам доброго!