Постоянная апатия. Как избавиться от тотальной бесполезности бытия и начать куда-то двигаться?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Мне 29 лет, в данный момент без работы, живу одна, не замужем, пары нет, детей нет, образование неоконченное высшее по специальности история античности. С 17 лет работаю. Личной жизни не было: работа и пара неудачных влюбленностей, но работа отнимала все время, не давая расстроиться. В этом году впервые за десять лет выдалось время без работы, длится оно третий месяц. Две недели из этого времени проболела, но оставшиеся два с половиной творится непонятно что: постоянная апатия и сонливость, либо невозможность уснуть. Режим сбитый, дикое нежелание вообще что-либо делать, включая даже элементарные вещи типа «чаек заварить», не говоря уже о более сложных вещах вроде поиска работы или установления личной жизни. Хотя надо, очень надо. Денег почти не осталось, но это как-то мимо сознания. Все такое.. бесполезное. Словно через подушку восприятие. Чтобы выйти на улицу приходится себя уговаривать, на любимые ранее действия - тоже. Думала просто лень и заставляла себя, но в итоге засыпала часов на 18-20. Вопрос в том, что нужно как-то избавиться от этой тотальной бесполезности бытия и начать куда-то двигаться. Начать что-то ощущать, а то от малейших эмоций колотить начинает: даже кино эмоциональное не смотрю сейчас. Как это убрать? Нужно ведь работать, контактировать. А сложно, от контактов дико быстро устаю даже от дружеских и родных. Подозреваю, это ненормально, ибо люди не могут же настолько отстраняться от всех. Сейчас любой незнакомый контакт вызывает чуть ли не панику или раздражение за редким исключением. Продавцы, эйчары, люди в метро и на улице - просто неприятно находиться почему-то там, где есть хоть кто-то. Не то, что разговаривать. Заранее спасибо за помощь.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Дарья, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение.
Вы пишите, что около 3-х месяцев назад уволились с работы и стали отмечать изменения в своем настроении и поведении: чувство бесполезности бытия, нежелание что-либо делать (даже простые бытовые действия), постоянное чувство усталости, а также нежелание устанавливать какие-либо контакты (по Вашим словам: любой контакт вызывает панику и раздражение).
Вы спрашиваете, как помочь себе в этой ситуации? В первую очередь, очень важно точно определить Ваше состояние. На уровне гипотезы: те симптомы, которые Вы описываете сходны с симптомами депрессии. Но очень важно точно диагностировать Ваше состояние: я могу направить Вам небольшой опросник, заполнив который Вы сможете более точно диагностировать свое состояние.
Следующий шаг: важно понять причину, которая запустила Ваше текущее состояние - правильно я понимаю, что на Вас так повлиял уход с работы? Были ли ещё какие-либо события, которые, на Ваш взгляд, могли повлиять на Ваше самочувствие?
Очно важно начать отслеживать свои мысли, которые провоцируют возникновение подавленного эмоционального фона: в следующий раз, когда почувствуете очередное нежелание что-либо делать и вступать в контакт - задайте себе вопрос: " о чем именно я сейчас думаю?".
И постарайтесь максимально искренне на него ответить. После этого важно провести анализ выявленных мыслей:
- каковы доказательства этой мысли?
- какие факты эту мысль опровергают?
- какое объяснение будет наиболее достоверным в этой ситуации?
- что Вы посоветовали бы другу, который обратился бы к Вам с подобным вопросом?
Очень важно внимательно, сочувственно отнестись к своему состоянию и установить истинную причину своего самочувствия - как минимум, выполнить небольшой тест.
Также очень важно начинать постепенно планировать свою двигательную активность: пусть это будут для начала небольшие, посильные для Вас действия: "заварить чаёк", выбросить мусор, купить хлеб и пр. Главное- выполнять их регулярно, и таким образом помогать себе справляться со своим состоянием.
Но хочу отметить, что одно то, что Вы оставили заявку на портале говорит о серьезности Ваших намерений справиться со своим состоянием.
Пожалуйста, направьте мне запрос на email по поводу теста: [email protected]
Интерпретация результатов абсолютно бесплатна.
Берегите себя. Поддержите, пожалуйста, себя в этой ситуации.
С радостью отвечу на вопросы.
С уважением,
Алёна