Я не хочу спать и сплю очень мало.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Уже несколько дней я не хочу спать. Причем не хочу спать ни психологически, ни физически. Я не устаю, бегаю, работаю, учусь. Однако, несмотря на то, что всё хорошо, меня пугает само отсутствие сна, ведь это не нормально. Я работаю в ночные смены с 8 вечера до 11 утра, прихожу домой, пытаюсь заставить себя заснуть и никак. В лучшем случае я ухитряюсь заснуть в 6 вечера, но ведь два часа это явно мало. Я пробовала читать, просто лежать с закрытыми глазами, ни о чем не думать, но я все равно не отключаюсь. При этом это длится всю рабочую пятидневку после чего я ложусь спать вечером субботы и сплю сутки. Родные уже даже шутят, что я научилась спать с запасом, но ведь это не так. Больше всего меня настораживает отсутствие усталости и то, что спустя две недели такого "режима" я ловлю себя на том, что забываю о чем хотела сказать секунду назад и допускаю мелкие неприятные ошибки по невнимательности.
Живу с подругой, есть кот, два попугая, три улитки и крыса, с родителями общаюсь хорошо, с друзьями тоже, правда в условиях работы только по интернету. Хотя на самом деле я могла бы вполне идти гулять с ними, так как все равно не хочу спать, я не оставляю попыток оставить себе хотя бы шанс заснуть. Детей нет, мужа нет, подруга работает в дневную смену, так что некому даже потенциально помешать уснуть. Если что, отсутствие детей и мужа - всецело мое желание и добровольный трезвый выбор.
Меня беспокоит, что я могу совсем перестать соображать, если ситуация продлится дольше. Я не могу вспомнить когда я перестала нормально спать, помню только январь, когда у отца появились тяжелые проблемы со здоровьем, которые он категорически не хотел лечить, из-за чего я ночами рыдала, а утром и вечером пыталась уговорить его все-таки лечь в больницу, как просили врачи, а потом провал из февраля, как будто я просто ходила на работу, училась, но ничего не испытывала. И вот наступил март. Я веселая, жизнерадостная, но почему-то не сплю и не устаю. Отец в больницу так и не лег, но не умер, вопреки прогнозам, а лежит и болеет дома. Почему-то меня это больше не беспокоит. Может я поверила его заверениям, что он не собирается умирать и ляжет в больницу, если ему станет хуже. А я, тем временем, задумываюсь о том, чтобы дойти до терапевта и попросить подобрать мне снотворное.
Что мне сделать, чтобы захотеть спать снова? Почему я не сплю?
Автор вопроса: Мисс Х Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Киселёва Анна Валериевна.
Здравствуйте, Мисс Х!
Вы пишете, что уже несколько дней не хотите спать. Прочитав Ваше письмо, я понимаю, что проблема длится уже далеко не пару дней.
Вы, наверняка, сами знаете, что Ваш рабочий график ломает биологический ритм и сложности могли возникнуть из-за графика. Вы, к сожалению, не написали, как долго Вы работаете в таком режиме и как у Вас было со сном до поступления на эту работу . Но, помимо сложного для организма графика, я вижу ещё одну причину Вашего сбоя – переживания за здоровье своего отца. Вы пережили очень сильный стресс, Вы продолжительное время переживали не просто за здоровье своего отца, а за его жизнь! Такой стресс может не отразиться сразу, а лишь спустя некоторое время, у кого-то даже через полгода. В Вашем случае появились проблемы со сном. Вы пишете, что Вас больше не беспокоит болезнь отца, это вполне нормально, т.к. организм просто не может постоянно жить в таком напряжении, Вы включили рациональное мышление, ведь от того, что Вы будете изводить себя, папе легче не будет. Он взрослый человек и принял решение сам. В глубине души беспокойство за здоровье отца остаётся, т.к. он не выздоровел, а продолжает болеть дома. Возможно, эта неосознаваемая тревога и создаёт Вам препятствие на пути к здоровому сну. Дополнительную тревогу добавляют и сами мысли о бессоннице. Дело в том, что когда человек продолжительное время не может нормально уснуть, у него возникает тревога (иногда страх) перед очередным засыпанием. Это называется психо-физиологическая инсомния. Человек заранее боится, что не уснёт, считает оставшиеся для сна часы, которых остаётся всё меньше, это повышает тревогу, нервирует и, как следствие, вновь нет сна. Возникает порочный круг тревоги. Сами по себе переживания о том, что нет сна, тоже являются стрессом.
Вдобавок ко всему у Вас нарушена гигиена сна. Вы написали о том, что вечером в Сб ложитесь спать и спите сутки. С гигиеной сна всё должно быть строго, особенно, когда человек имеет ночной график работы. Это трудно, я понимаю, но без этого нельзя.
Универсального решения порблемы с бессонницей нет, каждому подходят свои методы. И прежде, чем найти подходящий, придётся перепробовать разные варианты.
Вы пишете, что хотите обратиться к терапевту с просьбой выписать Вам снотворное. К сожалению, снотворные не помогут, они могут только усугубить в дальнейшем бессонницу и добавят к имеющемуся состоянию побочные эффекты. Сон при приёме снотворных, нейролептиков, транквилизаторов и прочих лекарств нельзя назвать здоровым, скорее тяжёлым и бредовым, по утру состояние «зомби».
-Из врачей я могла бы Вам порекомендовать посетить невропатолога для того, чтобы исключить органическую природу происхождения Вашей бессонницы (щитовидка, лёгкие и пр.). Невропатолог может направить к сомнологу, исследования которого проследят за тем, что происходит с Вашим организмом во время засыпания и сна.
-Безусловно, у Вас очень неудобный для организма график, но хорошо в нём то, что он постоянен (т.е. Вы не работаете то в дневную, то в ночную смену), а значит в Вашем случае организм можно будет обмануть. Для этого в ночные смены Вы должны быть супер-активной (больше яркого света, физической активности, можно даже время от времени жевать жвачку для активизации…). Днём же закрывать шторы и всеми способами давать понять организму, что наступает ночь. Не рекомендуются занятия спортом перед засыпанием.
-Не ложитесь спать натощак, либо с полным желудком.
-Можно попробовать засыпать под лёгкую медитативную музыку, звуки природы или аудиокнигу, что Вам больше подходит. Кстати, аудиокниги многим помогают засыпать, есть в этом лёгкий гипнотический эффект.
-Можно принять тёплую ванну или душ перед сном. Таким образом, тело нагреваетя и, уже лёжа в кровати, постепенно охлаждается, что способствует более быстрой выработке мелатонина (так называемый «гормон сна»).
- если не спите из-за мысленной жвачки (может казаться, что Вы лежите и ни о чём не думаете, но это не так), то напишите всё, о чём думаете на бумаге, выплесните свои мысли. Это снимет напряжение.
А главное не зацикливайтесь на бессоннице, не акцентируйте своё внимание на этом, иначе есть риск перейти к хронической бессоннице. И попробуйте аудиокнигу, правда!;)
Желаю Вам удачи, у Вас всё получится!