Медленное взросление. Заканчиваю университет, не знаю, какой путь выбрать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 22 года, через 3 месяца заканчиваю университет. Сейчас для меня остро стоит вопрос как поступать дальше (либо уезжать учиться дальше в другой город, либо оставаться работать в своем, жить с мамой). Оба варианта имеют хорошие и плохие стороны. Честно оба варианта пугают(не только что придется думать о материальной стороне, где жить, смогу ли учится, поладить с коллегами, конечно об этом тоже волнуюсь, но в меньшей степени) , а сколько пугает, что мне надо что-то выбрать одно, решить уже наконец. В таком подвешенном состоянии я уже нахожусь где-то год, обещала себе что за год решу что мне по душе, но никак не могу. Оба варианта удобны в какой-то степени. Не знаю что меня пугает в этом выборе, вот взять и выбрать и начать действовать. Возможно пугает та ответственность, что придется дальше уже самой решать все, самой за себя постоять. Эта боязнь ответственности(если причина в этом, не знаю) также беспокоит и в моей профессии (моя профессия связана больше с навыками практическими, где надо все показывать)я просто стесняюсь, боюсь опозориться, боюсь показывать, также боюсь побеспокоить старших коллег в каком-то вопросе (если срочно) в итоге могу потерять время, что не есть хорошо. У меня занижена самооценка очень. Иногда чувствую нехватку знаний опыта по сравнению с моими одногрупниками. Корю себя, что не занимаюсь больше , что так и ничего не добьюсь(но по сути ничего не делаю, все так и остается). Но корю себя редко, никогда не доходит до самобичевания. О себе: родители развелись, когда было лет 6, позже матерью и братом съехали в общежитие, потом другое общежитие (в котором живу и сейчас). Маме приходилось работать на 2 работах , брат уехал в другой город, то есть большую часть времени была одна, сначала в подростковом возрасте ничего не умела(в бытовом плане), но всему потихоньку научилась, с ровесниками общалась мало, в школе была не то что изгоем (меня не гнобили, точнее всем было настолько безразлично на меня, что некоторые даже не знали как меня зовут, но мне было особо пофиг), училась не очень (думаю как раз из-за того что не было контроля), были психологические проблемы (в то время страдала ожирением, было полное неприятие себя), но прошло время , похудела поступила в универ, спасибо моей группе, в которой я действительно почувствовала себя нужной. Сейчас у меня самооценка гораздо выше чем в школьные времена, но все же проблемы есть.
Заранее спасибо за ответ!
Автор вопроса: Анна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Штокалова Елена Сергеевна.
Добрый день, Анна.
Вы стоите на распутье, и это нормально для Вашего возраста и в сложившейся ситуации. Ваш дальнейший путь может быть определен только Вашими целями. Поэтому Вам необходимо представить себя через определенный промежуток времени. Представьте себя через 20 лет. Каких высот Вы хотели бы достигнуть к этому времени. Кем работать, какую должность Вы хотели бы занимать к этому времени, или Вы можете, Вы хотите работать на себя, в каком доме жить, должен ли быть рядом с Вами муж и дети, как Вы представляете своего мужа, детей, где бы Вы хотели отдыхать, сколько зарабатывать и т.д. Не бойтесь строить самые амбициозные планы. После этого представьте, где Вы должны находиться и чего достичь через десять лет, затем через пять. Смело планируйте свое будущее, и ответ на Ваш вопрос станет очевидным. Запишите все подробно и периодически возвращайтесь к Вашему жизненному сценарию, время от времени подвергая его корректировке.
Вы слишком много думаете о других людях – что они о Вас скажут, что подумают, настолько ли Вы хороши по сравнению с ними. Вам необходимо изменить свое мышление относительно самой себя. Основная Ваша идея, лежащая за потоком Ваших мыслей – Вы ДОЛЖНЫ!!! Должны лучше учиться, должны больше заниматься, должны быть не хуже сверстников. Если Вы соотнесете свои мысли с реальным положением дел, то увидите, что Вы гораздо способней и достигли большего, чем ваши сверстники. Я могу опираться, только на написанный Ваш вопрос, но уверенна, что поразмыслив самостоятельно, Вы найдет еще много примеров Ваших успехов. Во-первых, Вы с детства были самостоятельным ребенком, во-вторых, Вы преодолели психологические проблемы в школе, в-третьих, Вы поступили в Высшее учебное заведение и закончили его, при этом завели друзей! Исходя из объективной реальности и без оценочных суждений, у Вас есть все задатки для реализации любых Ваших возможностей, которые ограничиваются только Вашей фантазией. Однако Ваши мысли убеждают Вас в обратном.
Отсюда и Ваши проблемы с самооценкой. Для преодоления низкой самооценки, Вам необходимо усвоить несколько правил ассертивного поведения. Ассертивность – это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение, и отвечать за него.
Итак, Вы как свободный человек, имеет полное право:
1. Выражать чувства, выражать мнения и личные убеждения
2. Говорить «ДА» или «НЕТ», а также быть нелогичным в своих суждениях
3. Сказать «Я не понимаю», сказать «это мне безразлично»
4. Быть самим собой и не подстраиваться под других; ошибаться
5. Не брать на себя чужую ответственность, менять мнение
6. Устанавливать собственные приоритеты, просить о чем-либо
7. Рассчитывать на то, чтобы Вас слушали и относились к Вам серьезно
Следуя этим правилам, Вы сможете выстраивать с окружающими равноправные партнерские отношения (в отличие от позиции жертвы или нападающего). Не бойтесь ошибаться и помните, что если ошибку можно исправить, то это не ошибка.
Всего Вам хорошего и пусть все Ваши мечты сбудутся.