Как перестать бояться проявлять свои эмоции, где мне что-то не нравится?

Вопрос психологу:
Добрый день Очень хочется разобраться вот в такой ситуации, которая обычно происходит только в личных отношениях. Мне очень сложно проявлять, выразить(именно словами, произнести в слух) свои чувства, эмоции, переживания. Чаще всего, это касается тех моментов, где мне что-то не нравится, где я с чем то не согласна, где меня что-то задевает, не могу выражать свои тревожные эмоции. Это происходит не в каких-то критических ситуациях ( не в спорах, ссорах), а даже просто абсолютно житейских ситуациях, когда мы просто разговариваем. И когда хочу просто высказать свою точку зрения или сказать о чем-то, что мне не нравится, что меня волнует на данный момент, что тревожит и что заставляет меня переживать - мне это очень тяжело сделать, как будто ком в горле встаёт. В голове могу все проговорить, а как только хочу произнести в слух - язык не поворачивается… барьер какой- то, хоть клещами вытаскивай наружу. Чувствую, что как только начну говорить - начну плакать. Так и выходит, и я сразу начинаю плакать — это моя первая реакция, хотя ситуации абсолютно спокойные, не ссоры, скандалы, а мы просто общаемся, без давления и т.д.. но говорить и спокойно высказаться я не могу. Появляется страх быть отвергнутой, не принятой, показаться неудобной или плохой. Умом я понимаю, что в этом ничего страшного нет, и это абсолютно нормально, говорить о том, что не нравится, что чувствуешь, и просто делиться своими переживаниями, но вот сделать я это не могу. Очень хочется разобраться в этом, хочется свободна выражать себя, без страхов.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Анастасия, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение.
Вы пишите, что осознаете, как трудно Вам бывает выразить свои эмоции, свою точку зрения даже в комфортных бытовых ситуациях. Как правило, желание выразить свои чувства и мысли по поводу того или иного вопроса вызывает у Вас "блокировку" - Вы пишите о коме в горле, который в буквальном смысле препятствует выражению эмоций. При этом Вы осознаете свои мысли в тот момент, когда не можете выразить свои чувства - Вы боитесь быть отвергнутой, непринятой, плохой, неудобной... Скорее всего, в Вашей жизни был болезненный опыт выражения собственных эмоций, опыт, где после того, как Вы проявляли себя - Вас отвергали.. Я понимаю, что воспоминания об этом опыте могут быть очень болезненны, но очень важно этот опыт проработать, пережить, выразить свои чувства, которые в тот момент были подавлены и скрыты.
Вы можете вспомнить, что это была за ситуация? Что именно произошло? Можно попробовать записать свои воспоминания, вспомнить, что это была за ситуация, о том, какие чувства Вы испытывали в этот момент..
Если осознаете, что самостоятельно этот опыт проработать сложно - можно проработать травмирующий опыт в максимально безопасной обстановке - на психологической консультации.
В качестве следующего шага: предлагаю попробовать проработать мысль
"Если я выражу свои чувства и мысли - меня отвергнут".
1. Насколько эта мысль достоверна? Приведите примеры, которые данную мысль доказывают?
2. Также важно попробовать обнаружить факты, которые могут поставить под сомнение данную мысль - были ли ситуации, когда Вы говорили о том, о чем думаете - и не были отвергнуты? Приведите, пожалуйста, примеры? Когда Вы вспоминаете об этом - какие чувства Вас наполняют - о ситуациях, когда Вы могли выражать свои эмоции и были приняты другими? Даже 1-2 ситуации - уже хорошее основание для того, чтобы подвергнуть сомнению основную мысль, которая запускает Вашу реакцию в ситуации выражения собственных мыслей.
3. Попробуйте сформулировать для себя более адаптивную мысль в этом случае, например: "Когда я выражаю свои мысли и чувства, реакция моего собеседника может быть разной, но скорее всего, он спокойно воспримет мои слова и отнесется ко мне с пониманием.
Конечно, только такой практики будет недостаточно для проработки той травмы, которая предшествовала формированию Вашего убеждения.
Травма, полученная в отношениях лечится в отношениях (безопасных, глубоких, без оценочных).
Отношениях, где Вы чувствуете безусловную поддержку другого и шаг за шагом, двигаясь в удобном для Вас темпе, прорабатываете болезненные для Вас вопросы, научаетесь новому опыту - опыту выражения себя в поддерживающей комфортной обстановке. Очень важно, чтобы в Вашей жизни сейчас уже были такие отношения.
Буду рада ответить на вопросы и продолжить работу в случае необходимости.
Берегите себя.
С уважением,
Алёна