Проблема с концентрацией, очень рассеянный, забываю обо всем.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, хотел узнать вашего мнения, у меня вечная проблема, я не могу концентрироваться на одном действии, допустим я читаю книгу, и незаметно для самого себя начинаю бродить и о чем то думать, очень не усидчивый, тяжело что либо начинать, очень сильная лень ,хотя сам знаю что нужно делать , очень рассеянный, забываю обо всем. Очень часто могу начать расхаживать и летать в облаках, при чем это происходит не с моего желания. При этом со сном все в порядке. Часто подхожу к холодильнику съесть что нибудь, отвлекаясь от важного дела. Постоянно откладываю дела на потом. Меня это очень напрягает, так как я ставлю перед собой задачи и зачастую не могу их выполнить в срок. Никогда не могу дочитать книгу до конца. Нет ни какой силы воли, не могу выработать в себе дисциплину. Когда стою, не могу стоять на месте, постоянно раскачиваюсь с ноги на ногу, если стоять на месте создаётся впечатление, как будто тело затекает. Делая какое либо дело, найду миллион причин отвлечься, зайти в Инстаграмм, вспомню что мне кому то надо позвонить, или пойти искупаться или пойти покурить. А если происходит стрессовая ситуация, например на работе, то вообще пропадает концентрация, произвожу действия хаотично, и обязательно что нибудь забываю. Хотя допустим если я играю в какую нибудь компьютерную игру или настольную, то полностью погружаюсь и концентрируюсь. В общем все это меня постоянно поедает, что я не могу сконцентрироваться, сделать во время. Не могу понять это чисто психологическая проблема или может дело в гормонах .
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Дмитрий!
Ваши рассеянность и неусидчивость не связана с гормонами.
Откладывание дел на потом, лень, отсутствие внутренней дисциплины – это сознательные волевые процессы, которые взрослый человек в состоянии контролировать.
При этом стоит отметить, что у каждого человека есть врожденные особенности нервной системы, которые составляют основу личностных характеристик.
По Вашему описанию, Ваш тип темперамента - меланхолик.
Меланхолику свойственны высокая чувствительность, эмоциональность, медлительность, хорошие творческие способности. Меланхолики часто бывают задумчивыми и замкнутыми. Во время деятельности нередко отвлекаются, не могут сосредоточиться на продолжительное время. Это частично объясняет Ваши особенности с рассеянностью и низкой концентрацией.
Исходя их врожденных черт темперамента с возрастом у человека формируется характер. На этот процесс влияют взаимоотношения с родителями, воспитательная и наставническая роль значимых людей (бабушки, учителя, тренера). В дальнейшем, под влиянием социума и окружающей среды какие-то черты характера (положительные или отрицательные) могут ослабнуть или усилиться.
В подростковом возрасте сформируется воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при совершении действий и поступков. Волевые качества (целеустремленность, самообладание, самостоятельность, настойчивость, инициативность, исполнительность и др.) формируются на протяжении всей жизни и деятельности человека.
Таким образом, Дмитрий, Вам следует заняться укреплением воли. Хорошим решением может стать занятие спортом, регулярные спортивные тренировки.
Также преодолевать прокрастинацию и лень поможет планирование на день, неделю, месяц. Целесообразно дела делить на срочные и несрочные, важные и неважные (по матрице Эйзенхауэра). В дальнейшем сосредотачиваться на важных делах (в первую очередь - срочных, затем несрочных).
В конце дня можно вести свой собственный Дневник успеха (дневник достижений), где отмечать реализованные дела и достигнутые цели, поощряя себя за целеустремлённость и исполнение планов.
В письме Вы рассказываете, что, когда занимаетесь интересным захватывающим делом (игрой), Вы полностью погружены и сконцентрированы. Следовательно, эти качества у Вас точно есть.
Если Вы, Дмитрий, не достигаете в чем-то результата, то, возможно:
1. Эта конкретная цель не является Вашей потребностью.
Не секрет, что иногда мы выполняем действия по привычке или потому, что этого от нас хотят другие (родители, партнеры).
2. Вы выбрали для себя неверную мотивацию или неэффективные средства и методы достижения цели.
Каждый взрослый в состоянии контролировать волевые процессы. Когда у человека появляются реальные значимые потребности и цели, он найдет силы, ресурсы, способы, проявит волю и приложит усилия для достижения задуманного!
У Вас все получится! Удачи!