Как мне убедить себя, что я нормальный человек?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя проблема заключается в том, что я чувствую себя неполноценной и недостойной чего-то хорошего. В моем детстве в семье были проблемы, все были очень нервные, и со мной очень грубо обращались, и на словах, и физически. Например, мама била меня, если в школе я получала четверки, говорила, что я тупая, «все дети как дети, только ты ...». Также она меня била и унижала в присутствии моих подруг. Старшую на 8 лет сестру я очень раздражала, она постоянно на меня кричала, обзывала, вместе со своими подругами насмехалась надо мной. Часто повторяла, что я уродливая и тупая. Отец не очень мною интересовался, а, когда в подростковом возрасте у меня начались панические атаки и ВСД, он начал твердить, что я инвалид и никогда не смогу вести нормальный образ жизни. Он и сейчас говорит, что я не работаю и никогда не смогу (я работаю дистанционно). В общем, я привыкла думать, что со мной что-то не так, сестра несколько раз мне говорила, что я больная на голову, и что какие-то знакомые ей говорили, что они тоже так считают. Раньше я была просто стеснительная, но у меня были друзья, поклонники, и я думала, что с возрастом стану увереннее в себе, хотя еще тогда я часто думала о самоубийстве. Но со временем я, наоборот, стала больше бояться людей. Для меня даже проблема пойти в магазин. Мне кажется, что я все время делаю что-то не так, чувствую себя неадекватной. Последнее время я ни с кем не общаюсь и вообще чувствую вину за то, что я до сих пор жива. Также я постоянно очень напряжена физически, даже дома, наедине с собой. С мамой отношения наладились, она меня поддерживает.
Автор вопроса: Катя Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Катя.
Такие расстройства как социофобия, агорофобия и т.п., в основе своей обычно имеют страх оценки и почти всегда сопровождаются симптоматикой ПА. Да, конечно, истоки, причины и начало формирования этих страхов лежит, как правило, в детстве.
Если ваш вопрос о том, как помочь себе сейчас, то первое – это понять блокирующий механизм проблемы. Суть его в том, что большинство стратегий, к которым вы прибегаете в попытках помочь себе и облегчить страдания, работают против вас, все больше блокируя:
- стратегия избегания каких-либо перемен и действий приводит к тому, что становится все сложнее выходить из дома, общаться и взаимодействовать с людьми. Блокируется любая деятельность, возникает потребность в помощи для совершения звонка, похода в магазин и т.д.;
- обращение за помощью приводит к укреплению мысли, что самостоятельно невозможно справиться;
- обсуждение с другими проблемы и не конструктивный поиск информации - также убеждают в уникальности и непоправимости ситуации. Сочувствие или раздражение близких, удивление и непонимание ...
Выход же лежит за пределами сложившейся "зоны комфорта", в проживании нового успешного опыта взаимодействия с окружающим миром. Чтобы такие шаги сделать, для начала необходимо остановить все блокирующие стратегии: те, что я перечислила выше, и другие ваши собственные (постоянный контакт с внутренним критиком и отсутствие контакта с любящей и заботливой частью себя, сомнения, сложности выбора и отказ от собственного выбора вовсе) которые выявляются со специалистом.
Также, конечно, необходимо определить свои границы и научиться их четко обозначать и удерживать, дабы избежать ретравматизации: новых ран и обид извне. Взрастить и укрепить своего внутреннего Любящего Родителя, принимающего, заботящегося и поддерживающего. Хороший контакт с мамой сейчас послужит для этого платформой.
Краткосрочная стратегическая психотерапия успешно справляется с такими проблемами, как ПА, различные формы фобий, тревожных, депрессивных и пищевых расстройств.
Можете обратиться к литературе основателя этого направления психотерапии Дж. Нардонэ ("Страх, паника, фобия", например).
Успехов Вам, Екатерина.
С уважением, Анна Соловьева,