Меланхолия или глубокая депрессия, какой выход?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Уже более 10 лет я не удовлетворена своей жизнью, в детстве представляла взрослую жизнь иначе, насыщенной плодотворной счастливой. Теперь я понимаю что для этого я ничего не сделала или меня так воспитали я не знаю, как оказалось я чувствую себя никчёмным человеком, нулем. Нет ни самореализации, нет ни целей каких либо а если и были то в силу своей замкнутости и комплексов я их не добивалась. С семейной жизнью тоже все сложилось не так как хотелось бы, замужем второй раз и временем понимаю что опять это все не то чего хотелось бы. Не могу понять кто я и кем себя вижу в этой жизни, наверно никем. У меня нет ни друзей ни подруг не потому что я не хочу, а как то так складывается каждый занят своей жизнью и проблемами, муж мне тоже не совсем друг , многое во мне не понимает и думает что я вечно недовольная и ною. Близкого понимающего человека никогда не было у меня, мама не была мне другом, отца и вовсе не было. Я часто плачу и мне легче но делаю это так что б никто не видел, ведь не поймут опять таки и выходит я сама себе и плечо и жилетка. Как жить дальше не знаю нет ни стимула , ни целей ничего, а главное фундамента поддержки я всегда одинока в своих мыслях и желаниях. Приходится делать вид что все хорошо, а иначе все думают что я вечно ною. Стараюсь не показывать душевное состояние потому что никто меня не понимает, и я не хочу нагружать людей. Я понимаю что дело во мне, но не могу сделать с этим ничего. Возможно это выглядит со стороны будто я строю из себя жертву, но мне жалость ни к чему. Просто я очень сожалею о прожитой жизни, и о том что я не могу начать ее жить с начала, и не допустить многих ошибок.
Автор вопроса: Инна Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Здравствуйте, Инна.
Испытывать чувство неудовлетворенности жизнью, жалеть о своих несостоявшихся планах в личной жизни, дружбе, работе – нормально. В определенной момент это случается в жизни каждого человека. Это свидетельство личностного кризиса, периода переоценки себя, своей роли в жизни, а, значит, выхода на новый уровень осознанности, при котором человек открывает в себе новые качества и учится применять их для позитивных изменений в жизни. Меня беспокоит только, что период этот у Вас слишком затянулся. Десять лет во власти деструктивных эмоций могут сильно измотать и, действительно, довести до депрессии, и тогда уже придется обращаться к медикаментозным средствам восстановления гармонии. Все же, я думаю, это не Ваш случай, и Ваш кризис вполне преодолим.
Прежде всего, у меня сложилось впечатление, что Вы склонны перекладывать ответственность за все плохое в Вашей жизни на других людей и внешние обстоятельства, искать в них причины своих, как Вам кажется, неудач. Подобная пассивная позиция также явление нормальное, ведь винить других легче, чем пытаться изменить что-либо в себе. Нормальное, но, к сожалению, бесперспективное. Жизнь с ней к лучшему точно не изменишь, и с близкими отношение испортишь. Нужен другой путь.
Для начала необходимо принять свою жизнь такой, как она есть, как лучшую для Вас в данных момент времени. Вы родились не вчера и впереди у Вас долгий путь. Тот период, что Вы проживаете сейчас – лишь этап для открытия лучшего в себе, не отказываясь от прошлых ошибок, а строя на них дорогу для свободного пути в будущее. Ошибки – это опыт, пусть и негативный, как Вы думаете сейчас, и опыт этот чрезвычайно важен. Он только Ваш и дан для «употребления» только Вам, цените каждую ошибку, не отказывайтесь от нее, в свое время, возможно, она даст Вам нужную подсказку.
Второе, осознать свою уникальность и бесценность. Даже если Вам кажется, что Вы не добились грандиозных успехов на работе, в спорте, общении. Это не страшно. Даже хорошо. У Вас есть возможность изменить вид деятельности, окружение, начать что-то новое. Вы не двигаетесь вперед не потому, что Вы «никто» и хотите стать «никем» (даже не впускайте эти мысли в свою голову, не то что не пишите на бумаге), а просто выжидаете время, когда настанет подходящий момент и нужный ветер наполнит паруса Вашего корабля. Следовательно, Вы находитесь в той точке своей жизни, которая нужна Вам именно в этот период времени, а, значит, нет смысла сокрушаться, что жизнь проходит мимо. У каждого свой путь. Ждите.
Но ждите деятельно. Помогайте себе. Для начала приучите себя мыслить позитивно. Банально, но, поверьте, очень эффективно. Как только возникает негативная мысль, не развивайте ее, не погружайтесь в омут отрицательных эмоций, а тут же меняйте ее на позитивную. Даже если Вам кажется, что положительных моментов в ситуации нет, тем более, заставляйте себя их находить и развивать. Со временем этот процесс будет происходить легче, и Вы научитесь «включать позитив» автоматически.
Сосредотачивайте свое внимание только на положительных и радостных моментах в жизни, даже самых ничтожных. На отрицательных не фиксируйтесь: отметили, немного порефлексировали (заключите с собой договор не затягивать этот процесс, дайте себе определенный срок, в течение которого он может продолжаться), нашли пути решения вопроса, приступили к действиям по исправлению ситуации.
Прощайте себя. За все. За то, что у Вас нет друзей, за то, что были ошибки, за то, что жизнь складывается не так, как Вы хотели. Кстати, а как Вы хотели? Вспомните свои детские и юношеские мечты, запишите их на бумаге как можно конкретнее, а затем напишите, чего Вы добились в жизни на сегодняшний момент. Возможно, Вы увидите, что добились то Вы очень и очень много. Не забывайте про ошибки (опыт), их тоже отправьте в копилку достижений, но положительным тезисом. Например, не «я одинока», а «я привыкла во всем полагаться на себя, я сильная и могу справиться с чем угодно», не «я не само реализовалась», а «я нахожусь в поиске своего пути в жизни» и так далее.
Больше времени уделяйте себе. Делайте то, что нравится Вам, балуйте себя. Мечтайте, фантазируйте. Смотрите любимые фильмы, читайте духовную или классическую литературу, слушайте музыку, ходите на выставки, в музеи, театр, будьте среди людей, общайтесь, больше гуляйте – природа лучший лекарь.
Уделите внимание истории своей семьи, особенно, по линии отца. Выясните у мамы все, что она знает о нем и его семье. Возможно, Вы даже захотите его найти. Обращайте внимание на то, как складывались жизни у женщин в роду по отцовской и материнской линии, какие у них судьбы, кто какие совершал ошибки, победы и так далее. Общайтесь с родственниками по этому поводу, важно собрать как можно больше информации. Возможно, Вы повторяете сценарий некоей родственницы (или даже мамы), чьи эмоции остались «не погашенными», то есть не решились ею при ее жизни (или пока не решились) и требуют разрешения уже от нового члена семьи, то есть Вас. Нет ли у Вас ощущения, что Вы живете не своей жизнью? Каждый человек звено в цепи рода, и предшествующее поколение влияет на жизнь последующего. Ничто не забывается и не исчезает, и спрятанный скелет в шкафу у бабушки (условно говоря) может неожиданно быть найден внучкой, и решать его загадки придется уже ей.
И, главное, помните, что период неудовлетворенности не будет продолжаться бесконечно, он, несомненно, подходит к концу (свидетельство тому Ваше письмо на этот сайт - раз Вы сформулировали запрос, Вы готовы действовать и меняться), и каков будет из него выход, зависит от Вас сейчас: выбрав путь принятия себя и веры в свое будущее он будет триумфальным, выбрав путь уничижения себя Вы лишь продлите свои страдания.
Верю в Ваш триумф.
С уважением, Валерия Токорьян.