Чувствую себя вещью, которой пользуются.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
У меня странная проблема. Я вообще не знаю, существует ли она, потому что в интернете ничего подобного не нашла.
Я в последние месяцы стала осознавать, что чувствую себя вещью.
В отношениях с людьми и на работе. Предметом, инструментом, которым пользуются.
И мне в этом состоянии одновременно некомфортно и комфортно(!). Как бы ужасно это ни звучало, но комфортно, потому что я сама себя заставить делать ничего не могу. А так когда кто-то со стороны сказал мне что делать, то я просто беру и делаю. Потому что это чужая воля, а своей у меня нет, я безвольный человек.
В отношениях с людьми это проявляется в основном в отношениях с мамой. У меня есть свои взгляды и отношения к тем или иным вещам. Но мама как правило с ними не согласна, и я свои взгляды меняю. Не специально, не по своей воле и через боль. Но меняю. Классический пример. Вообще моя мать алкоголик, и я очень страдаю из-за ее алкоголизма. Когда наступает запой меня на несколько часов выбивает из колеи, я испытываю смесь гнева, обиды и еще чего-то. В общем, очень, очень сильные чувства. А потом мать выходит из запоя и говорит: да ладно, в том что я пью нет ничего плохого,я же не бросаюсь с ножом, не пропиваю имущество.
И сначала у меня сопротивление, но в течение нескольких дней я действительно начинаю думать, что ничего страшного в том что она пьет нет, ну пьет и пьет, с ножом же не бросается. И это приводит меня в ужас!! Ведь я помню, что когда она ушла в запой мне было очень плохо,а значит мое настоящее отношение к ее пьянству - негативное. Но я его легко и быстро поменяла просто потому что мне СКАЗАЛИ как правильно относиться к ситуации. А потом мать опять уходит в запой, у меня опять срыв,потом она опять объясняет мне что ничего страшного и так далее по кругу. Это уже около 20 лет продолжается. Мне кажется, что мной пользуются как вещью, потому что у меня отбирают мои чувства, чтобы продолжать поддерживать со мной отношения. То есть я выступаю в роли вещи, у которой есть функция. Но нет собственных чувств, собственного мнения и отношения к ситуации.
А еще что желания других людей в отношении меня важнее, чем мои собственные желания в отношении меня. Проще объяснить опять на маме) Например, я хочу переехать в другой город, но мама не хочет оставаться тут одна. И мне так сильно ее жалко, что вот ее желание не остаться в городе одной становится приоритетнее моего желания переехать. Мне как будто нужно ее одобрение, разрешение, чтобы быть самой собой, испытывать и реализовывать свои желания. Как будто я маленькая девочка, которая спрашивает у мамы разрешение,можно ли пойти погулять. Мама говорит "нет", а девочка ничего не может сделать, поэтому начинает капризничать, чтобы показать, как она страдает (может, мама сжалится и отпустит погулять все-таки).
А еще я чувствую себя вещью, потому что не могу быть самостоятельной.
Например, я никогда не угощаю друзей тем что приготовила, потому что боюсь, что это слишком не вкусно. Но я могу помочь им что-то приготовить: если они покажут мне, как именно что-то нарезать, я нарежу.
Если на работе мне покажут как именно выполнять задачу, я повторю.
Я как будто снимаю с себя ответственность: если не получится, то это вы меня так научили, я не виновата.
Но с таким подходом успеха в жизни не добиться. А я бы хотела быть успешной.
Но я пока совершенно не умею брать на себя ответственность. При мысли о том, что мне надо проявить инициативу, у меня будто руки не то что опускаются, а даже не поднимаются. Я пугаюсь, я хочу мысленно сесть на корточки и спрятаться под одеялом. В жизни же обычно я начинаю избегать этой ситуации - как-нибудь найти повод, чтобы обвинить самого клиента/работодателя, что это он во всем виноват и при таких условиях ничего сделать просто невозможно. Было и такое, что я просто бросала работу, несмотря на полное безденежье.
Мне раньше было свойственно быть вечно недовольной, как будто другие люди не создают для меня Нормальных условий. Всех своих боссов считала плохими.
А потом осознала, что дело-то во мне. Теперь я это точно знаю.
Подскажите, пожалуйста, что делать, как взять на себя ответственность?
Автор вопроса: Мария Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Мария. Мне кажется, что ПЕРВЫЙ шаг к личной ответственности, Вы уже успешно сделали, написав сюда и обратившись за помощью. А до этого, Вы заметили, что то, что происходит с Вами и в Вашей жизни, Вас не устраивает. Поэтому РЕШИЛИ в этом разобраться, искали информацию и похоже ГОТОВЫ ее применить. А раз так, можем смело сделать вывод, что воля у Вас, все-таки - ЕСТЬ!
И это здорово :)
Из Вашего письма, я предполагаю, что Ваша «странная проблема» носит название «выученная беспомощность». Что это такое? Это ОСОБЕННОСТЬ характера, которая формируется (чаще в детстве), в ситуации (или ситуациях), когда Ваше желание и действия изменить что-то, были НЕуспешными или НЕвозможными. И чем чаще переживается собственное бессилие и беспомощность, тем заметнее проявляется неуверенность в своих силах, НЕверие что-либо изменить, страх проявлять инициативу, страх свободно выразить свое мнение пессимистичность и тому подобное. Мария, как Вы думаете, могла ли такая особенность развиться у Вас, учитывая 20-летний стаж алкоголизма Вашей матери и ваше специфичное общение с ней?..
И теперь главный вопрос, что же с этим делать?
Продолжим обсуждать первый шаг, о котором уже упоминалось выше: ОСОЗНАЛИ проблему, проявили ИНИЦИАТИВУ и ГОТОВНОСТЬ к переменам.
Важно осознать и то, что ваше детство уже ПРОШЛО. Вы УЖЕ совершеннолетний человек, имеющий ПРАВО на самостоятельность в СВОЕЙ жизни, включая право на ОСОЗНАННУЮ коррекцию своих черт характера. Для того, чтобы эти черты, не мешали Вам жить, а ПОМОГАЛИ. Мария, серьезно подумайте об этом: Вы имеете это право.. и даже родная мама, НЕ МОЖЕТ у Вас его отнять, если только сами его не отдадите (решать что для Вас лучше; уезжать или остаться, например).
ВТОРОЙ шаг: наблюдаем за своими действиями и результатами, к которым приводят НАШИ действия. Для чего? Для того, чтобы ЗАМЕТИТЬ СВОЕ ВЛИЯНИЕ на исход дела и согласиться с мыслью: да, кое-что, действительно зависит только от меня!
Мария, коллекционируйте свои, даже маленькие успехи и хвалите себя (этому можно и нужно учиться!), например, так: «это совсем непривычно для меня, но я скажу себе, что я довольна тем, как вышло; умничка; у меня это получилось и я очень рада, попробую еще раз и тд.». Найдите время, чтобы вспомнить и «победы» из прошлого. Увеличивайте свою коллекцию успехов, это поможет испытывать больше уверенности и ВЫХОДИТЬ из ОЩУЩЕНИЯ беспомощности. Таким образом, ЧЕРЕЗ конкретные действия и их успешность, у нас появляется возможность ПЕРЕписать свой опыт и выводы о нем, да и о своих способностях, возможностях тоже.
А как быть со страхом ошибиться через эти действия? ПРИЗНАНИЕ факта, что ошибки - неизбежны поможет СПОКОЙНЕЕ реагировать на них. Ошибки - это ЦЕННЫЙ опыт, их можно анализировать, чтобы НАУЧИТЬСЯ и учитывать эту инфо в будущем.
Страх оценки?.. Почувствовав его, попробуйте внутренне настраивать себя примерно так: «мне очень страшно это сделать.. а вдруг.. Конечно я могу и не делать это (например, приготовить угощение для друзей), но тогда я продолжу чувствовать себя… А я хочу попробовать по-другому. Я хочу немного рискнуть и поступить по-новому. Потому что я хочу ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПО-ДРУГОМУ. Я хочу проживать свою жизнь, а не прятаться от нее. Поэтому я выберу ОДНО маленькое дело, и СДЕЛАЮ его (конкретно что, и когда?). Я буду поддерживать себя и сама РАЗРЕШАТЬ то, на что раньше, не осмеливалась».
Мария, Вы пишите, что хотите быть успешной. Это возможно! Но только через опыт достижения результата. Поэтому планируйте свои действия и шаг за шагом РАСШИРЯЙТЕ свою зону влияния. Даже если Вы по-максимуму вложились в действия, а ожидаемого результата не получили, (хотя, отрицательный результат - тоже РЕЗУЛЬТАТ:) похвалите себя за движение вперед, за опыт, за смелость. Это все очень ценно и даст сил сделать следующий шаг. Поступая так, Вы несомненно, испытаете больше радости, уверенности и даже гордости за себя.. Ведь Вы ВЗЯЛИ СВОЮ ответственность за себя и свою жизнь не теоретически, а практически. А значит, перемены к лучшему в Вашей жизни, просто - НЕИЗБЕЖНЫ :)
Искренне желаю Вам смелости жить и действовать!
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через воцап, Вайбер и другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина