Можно ли говорить о своих желаниях на похоронах?

Вопрос психологу:
Простите за глупый вопрос, но мне очень хочется услышать мнение со стороны. Хоронили родственника. На кладбище было очень холодно, даже при учете того, что я была очень хорошо одета. Церемония продолжалась около часа и даже после нее никто не расходился. Я стучала зубами и не чувствовала пальцев ног. К тому же нестерпимо хотелось в туалет. Если честно, думала, что описаюсь прямо там, и это будет стыдобища. Но я боялась отойти или сказать кому-то о своей проблеме, чтобы не прерывать церемонию. И мой вопрос: можно ли говорить о своих желаниях или проблемах в ситуациях, когда нужно просто молчать и ждать? Я понимаю, что иногда нужно терпеть неудобства ради других людей, но если эти неудобства могут причинить вред моему здоровью? Я думала, если бы я в тот момент была беременна, то могла бы спокойно сказать о своем желании, посидеть в машине в тепле и никто меня бы не осудил. А я боялась, что меня посчитают эгоисткой и т.д. Знаю, что это одно из проявлений моей неуверенности в себе. Но я не могла представить, как бы на моем месте поступил уверенный в себе человек. С одной стороны долг, с другой - физические потребности организма, которые я не могу отменить усилием воли. Как лучше поступать в таких ситуациях?
Автор вопроса: Маша Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Маслова Анна Андреевна.
Маша, здравствуйте!
Спасибо вам за интересный вопрос.
Да, я понимаю, это правда непросто, когда с одной стороны нужно вроде как исполнить долг и нельзя отойти, а с другой - ваше собственное здоровье.
И похоже, один из ключевых ваших мотивов был "они решат, что я эгоистка". Этот страх в основном вас удерживал на месте и заставлял терпеть сильный физический дискомфорт.
Знаете, я за то, чтобы заботиться о себе и признавать свое право быть неудобной для кого-то. Да, кто-то может решить, что вы поступаете эгоистично. Да, кому-то может это не понравиться.
Но это неизбежно. Мы не можем нравиться всем. А уверенность - она как раз и вырастает в таком опыте:)
Предлагаю вам почувствовать, чей голос говорит внутри "ты эгоистка, если думаешь о своих потребностях, ты не должна хотеть для себя..." И тому подобные выражения.
Можно их выписать для себя.
И потом, уже из взрослого состояния 35-летней Марии ответить на то, что "говорит" этот голос. На каждую его фразу. Почувствуйте, с чем вы не готовы соглашаться. Вы можете сказать и написать всё, что хочется ответить.
Это конечно глубокое упражнение, оно про целостность. Попробуйте сами его сделать, если будут возникать вопросы - пишите мне.
Маша, мне будет интересно, если вы поделитесь мыслями, которые возникли в ответ на мой отклик:) Вы можете написать их в комментарии.
С теплом и уважением,
Анна.