Как справиться с хронической усталостью и вернуть интерес к жизни?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, хотелось бы задать вопрос психологу:
Как справиться с хронической усталостью, вернуть мотивацию и интерес к жизни?
Проблема является распространенной, и я пробовала многие советы по ее решению, но, увы, они не оказались действенными, поэтому я решила обратиться на ваш сайт с данным вопросом. В течение нескольких лет постепенно стала появляться усталость при выполнении любых действий даже тех, которые приносили удовольствие (например: чтение любимой книги, прогулки на свежем воздухе и т. д. ), но со временем усталость стала накапливаться все больше, появились болевые ощущения. В итоге все привело к тому, что фактически моя деятельность свелась ко сну. Я стала засыпать как на долгое, так и на короткое время, особенно, когда наступают выходные дни, то я сплю более 12-13 часов. Однако несмотря на долгий сон усталость не проходит, а только возрастает. Все попытки занятия спортом приводили к ухудшению состояния, появлялось больше неприятных ощущений, травм и т. д. Сейчас любая деятельность вызывает не только усталость, но и отвращение, нет желания что-либо делать. При попытках мотивации и заставить себя заниматься работой не появляется чувство удовлетворения и радости, даже спустя долгое время работы. Нарастает чувство тревоги, паники, положительные эмоции возникают редко, и быстро угасают.
После завершения работы накатывает усталость, нет чувства облегчения и завершенности. Также из-за усталости пропало желание к каким-либо увлечениям, отсутствует желание общаться с другими людьми, да и становиться сложно поддерживать разговор, к тому же возникает чувство еще большей усталости и, возможно, потерянности. Много времени уходит на прокарстинацию: сон, попытки бороться с сонливостью, болью, бесполезное чтение статей в интернете.
Раньше были какие-либо желания, цели (даже по мелочи), сейчас нет желания и интереса ни к чему, все вызывает скуку или отторжение на начальном этапе. Приходится сначала себя заставить, прежде чем заняться хоть чем-то(даже выполнение ежедневных бытовых вещей происходит с трудом :приготовить еду, сделать уборку). Осталось постоянное желание сна, не хочется открывать глаза и просыпаться.
Подскажите, можно ли данную проблему решить своими силами? Есть ли какой-то способ выйти из данного состояния?
P. S. Помимо усталости, также есть несколько хронических заболеваний.
Автор вопроса: Alya Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Зеркаль Ольга Андреевна.
Здравствуйте, Alya!
Благодарю Вас за доверие и решительность обратиться с Вашим запросом.
Те симптомы, которые Вы описываете в своем письме свидетельсвуют о присутствии у Вас депрессии. Насколько она сильная, можно будет судить после прохождения нескольких тест и вопросников. Депрессия - это серьезное заболевание, которое является сегодня вторым по распространенности среди заболеваний-убийц, после сердечных приступов.
Игнорировать Ваше состояние категорически нельзя. Стоит помнить, что сонливость, апатия, тревога, и неуверенность в себе - это уже последствия развивающейся у Вас депрессии. И если ничего не предпринимать, то состояние будет усугубляться, вплоть до суицидальных мыслей.
Депрессия, как правило становится следствием деструктивных и иррациональных мыслей, которые, как правила, не имеют никакого отношения к объективной реальности. Эти мысли формулируются у Вас в голове как реакция на события в Вашей жизни; за мыслями следует поведение. Эти деструктивные когниции, как правило, формируются в ходе жизни, исходя из детсткого опыта общения с родителями и другим значимыми взрослыми, а, также, в результате подросткового и взрослого опыта. Но, как правило, редко являются истинными и носят искаженный характер, окрашивая Вашу реальность в темные цвета и оттенки
Это замечательно, что Вы не оставляете без внимания свое состояние, интересуетесь его причинами.
Работа с депрессией должна проходить под наблюдением врача психолога либо психиатра. В зависимости от степени тяжести депрессивного состояния, врач может назначить Вам медикаментозную поддержку в виде легких антидепрессантов. Следует помнить, что Депрессия может усиливаться сезонно (как правило, это осенне-зимний период).
В свою очередь Вам следует поддерживать себя через осознание, что у Вас сейчас непростой период - период депрессии:
1. Не требуйте от себя сейчас слишком многого! Иногда, мытье посуда - это серьезное действие и серьезный поступок.
2. Хвалите себя за каждую мелочь (помыли посуду - молодец; убрали в комнате - умница; сходили в магазин - побалуйте себя какой-нибудь мелочью)
3. Составляйте простенький план дня: 8.00-9.00 завтрак;
10.00-13.00 работа; 13.00-14.00 обед + просмотр соц.сетей и почты; 18.00-19.00 прогулка на свежем воздухе; 19.00-19.30 навожу порядок в кухне; 19.30-20.00 навожу порядок в комнате, проветриваю помещение; 20.00-20.40 чтение книги; 20.40-21.00 время в интернет и соцсетях).
При этом, если что-то из Вашего графика не удасться сделать, не ругайте себя! Если на что-то не будет желания, не корите себя, а спокойно перенесите это на следующий день.
Как только у Вас получится выполнять каждый пункт из Вашего плана, начните его по-тихоньку увеличивать и расширять, добавляя все новые небольшие задачи.
4. Не стоит ограничивать социальные контакты. Наверняка, у Вас есть близкая подруга или друг. Попробуйте, хотя бы 2 раз в неделю встречаться с ними за чашкой чая и просто общаться.
5. Не нагружайте себя чрезмерными спортивным активностями. Активность в Вашем состоянии должна быть, НО (!!!) умеренной! Прогулка пешком на свежем воздухе, возможно, велопрогулка. Инсталлируйте на телефон шагомер, и старайтесь делать не менее 10 тыс шагов.
6. Пребывание на свежем воздухе обязательно. Плюс, перед подходом ко сну обязательно проветривайте помещение, в котором спите.
7. Чтобы осознавать и отдавать себе отчет в том, что Ваше "состояние" - это болезнь депрессия (как грипп и любая другая телесная болезнь), а не потеря смысла жизни, возьмите небольшой листок бумаги и создайте себя копинг-карточку, на которой напишите: "Депрессия - это болезнь. Она пройдет. Сейчас я должна беречь себя".
8. Обязательно сходите на прием к участковому психотерапевту, он сможет профессионально оценить степень тяжести депрессивного состояния, направить Вас на прием к психологу, а, возможно, прописать легкие антидепрессанты, которые помогут поправить состояние.
9. Чтобы понять, какие мысли стали причиной депрессии и окрасили мир в темные краски, Вам необходима работа с психологом. Вместе с психологом либо психотерапевтом, Вам удасться "выйти" на деструктивные мысли, понять их причину (глубинные убеждения, которые сформировались у Вас в результате жизненного опыта, либо были "подсажены" при коммуникации со значимыми взрослыми в детстве). Вместе с психотерапевтом, Вы сможете понять, в чем заключается деструктивность, научитесь по-другому воспринимать события в Вашей жизни, придавать им иное значение. Отчего постепенно уйдет депрессия и улучшится качество жизни.
Вы можете написать мне личное сообщение, я помогу пройти Вам тесты на оценку тяжести депрессивного состояния и тревоги. И дам ряд дополнительных рекомендаций.
Берегите себя и старайтесь заботится о себе!
С уважением, Ольга Зеркаль