Как избавиться от чувства постоянной тревоги после выхода на пенсию и переезда?

Вопрос психологу:
Добрый день! Осенью прошлого года я вышла на пенсию. При этом решение пойти на пенсию было принято под давлением родственников. Я люблю свою работу, но всё-таки уволилась, пришлось переехать из замечательного комфортного городка в другой регион. Здесь очень нравится моему мужу, рядом живут дети и внуки, другие родственники, но я чувствую себя здесь плохо. Я всегда хотела жить интересно, общаться с людьми, но здесь мы живём в своём доме, я вынуждена большинство времени проводить на кухне, дети бывают очень часто, но у них в семье постоянно происходят ссоры, 11-летняя внучка ведёт себя плохо: грубит, не слушается никого. Когда я, ещё раньше, говорила обратить внимание на её воспитание, никто не слушал, а сейчас невестка обвиняет в ее поведении всех, кроме себя... Я переживаю за них, потому что считаю, что так жить нельзя. Возможно, они думают, что это норма, но я после их ссор просто потеряла покой и сон. Ночью все проблемы кажутся ещё больше. Уже начала принимать успокоительные, но пока результата нет. В их жизнь не вмешиваюсь, они живут уже 12 лет, но наблюдать уже нет сил. Как мне быть?
Автор вопроса: Нина Возраст: 57

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Здравствуйте, Нина.
Понимаю и сочувствую Вашему состоянию, такие резкие и масштабные изменение в жизни, которые включают даже смену места жительства, могут любого вывести из стабильного эмоционального состояния. Ситуация усугубляется еще и тем, что эти изменения произошли не в лучшую для Вас сторону, Вам пришлось отказаться от любимой работы и города и принять несоответствующий Вашему желанию образ жизни. Понятно, что сейчас Вам все видится только в мрачном свете, Вы замечаете только плохое, концентрируетесь на нем, вспоминаете, как раньше было хорошо и жалеете себя. Однако жалостью к себе ситуацию не изменить и себе не помочь. Попробуем взглянуть на ситуацию иначе. Что изменилось для Вас в лучшую сторону? Уверена, что Вы найдете положительные моменты в своем положении. Об одном из них Вы уже упомянули в письме: там, где Вы живете сейчас очень нравится Вашему мужу, кроме того, появилась возможность чаще видится с детьми и родственниками. Да, Вы не Ваш муж, и требования у Вас другие, но Вы – жена, а значит, счастье близкого человека не может Вас не радовать. У меня сложилось ощущение, что Вы обижены на него, на то, что он и родственники вырвали Вас из удобной для Вас жизни, обижены на то, что он счастлив, когда Вам плохо. Была ли у Вас возможность отказаться от выхода на пенсию и переезда? Вы сказали, что приняли данное решение под давлением родственников. Вы всегда так легко сдаете свои позиции и позволяете другим людям управлять Вашей жизнью? Если нет, то почему Вы сдались, почему ушли с любимой работы и уехали из комфортного городка? Полагаю, Вы здравомыслящая женщина и принимаете обдуманные решения, а значит, на тот момент Вы усмотрели плюсы новой жизни, иначе бы не согласились на нее. Более того, у меня сложилось впечатление, что Вы привыкли контролировать свою жизнь и жизнь своих близких, привыкли, что Ваше мнение значимо для них. И именно от того, что сейчас вдруг все изменилось и «пошло не так» Вы чувствуете себя плохо, постоянно оглядываетесь назад, где все было хорошо, и обвиняете других в своей, как Вам кажется, неустроенной жизни. Предположу, что Ваше сегодняшнее состояние вызвано именно потерей контроля над своей жизнью и неоправданными ожиданиями. Именно над этим и необходимо будет поработать. Для начала перестаньте огладываться назад, это затрудняет движение вперед. Примите для себя факт того, что пути назад нет, Вы находитесь там, где должны находиться именно в данный момент времени, а значит, в Ваших силах и возможностях выстроить свою жизнь на новом месте именно так, как хотелось бы Вам. Вы лишились любимой работы? Найдите себе работу или занятие по душе на новом месте, ведь и здесь живут люди, а значит и общение Вам гарантированно. Ведь Вы всегда хотели общения с людьми и интересной жизни. Важный момент, Нина, на котором бы я хотела заострить внимание. Вы написали «всегда хотела жить интересно, общаться с людьми». В своем городе на любимой работе у Вас это было? Если да – то почему Вы не написали «я привыкла жить интересно, общаться с людьми»? Если – нет, а Вы только этого хотели, то, что мешает Вам начать интересно жить на новом месте? У Вас стало больше свободного времени, найдите себе увлечение, хобби, занятие по душе, найдите единомышленников, получите дополнительное образование, напишите книгу о своей жизни, создайте кулинарный блог или блог о том, как Вы ухаживаете за своим садом. Главное, сосредоточьтесь на себе, откажитесь от контроля других людей, тем более, если Вы не в состоянии что-либо изменить. Имеете ли влияние на свою внучку? Можете ли изменить ее поведение? А нужно ли Вам это? У нее есть мама и папа, которые и контролируют воспитание своего ребенка. Что изменила Ваша тревога по поводу внучки или отношений в семье сына? Они стали меньше ссориться? Внучка стала меньше грубить? Нет. А вот Вы уже приобрели проблемы со сном.
В Ваших руках находится только Ваша жизнь и только в Ваших силах сделать ее такой, какой бы Вам хотелось, где бы Вы ни находились.
С уважением, Валерия Токорьян.