Я запуталась сама в себе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В моей жизни начались проблемы из-за отношений. Я встречалась с молодым человеком 8 месяцев. Все говорили мне о том, какой он плохой и как я вообще с ним встречаюсь. Но самое главное так говорила моя подруга. Собственно, расстались мы из-за нее. Я из-за своей неопытности в отношениях слушала ее во всем. Как нужно сделать, что нужно сказать и т.п. Я знаю, что подруга хотела сделать лучше для меня и поэтому, когда мне было плохо, она приходила и давала мне жизненные советы. Моему молодому человеку это надоело и он поставил меня перед выбором, либо он, либо она. Я возразила ему и он меня бросил. Хоть я и сама много раз хотела расстаться с ним, но мне было очень тяжело. Я запуталась в себе. Такое чувство, что у меня раздвоение личности. У меня на все два противоположных мнения. Сейчас я говорю одно, а через минуту совсем другое. Я выносила мозг своей подруге 3 недели. И вот сегодня она не выдержала и сказала, что впредь помогать мне она не будет. Она вкладывает в меня много энергии и соглашаюсь с ней, когда она мне что-то говорит, а потом иду и делаю всякие глупости. Я ненавидела его и говорила всякую ерунду, но позавчера мы начали снова общаться. Мою подругу сильно взбесило то, что я сначала говорю одно, а потом иду и делаю совсем другое. Мне тяжело сейчас, я не хочу больше отношений с этим человеком, а с другой стороны мне хочется, чтобы кто-то был рядом. Мне не к кому обратиться. Подруги сказали, что если я и дальше буду себя так вести, то они просто перестанут со мной общаться. А мне так нужна помощь. У меня очень мало жизненного опыта и я не могу разобраться в этом сама. А главное то, что я потерялась сама в себе. Я не знаю, чего я хочу. Мне все говорят, чтобы я села и расставила свои жизненные приоритеты, разложила все по полочкам. А я не могу. Я сажусь, делаю все это, а на утро просыпаюсь и понимаю, что все стоит на том же месте, что мне это не помогло. Как мне быть в этой ситуации? Как не потерять подругу, которой я очень дорожу? А главное, как разобраться в себе и понять, что нужно мне на самом деле?
Автор вопроса: Марина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуй, Марина!
Основную трудность, с которой ты столкнулась, я вижу в том, что ты с трудом принимаешь собственные решения. Вероятно, это связано с твоей неуверенностью или с тем, что в семье за тебя многое решают. В общем, складывается так, что тебе необходим совет окружающих даже в тех вещах, которые являются личными. Твои слова: «Хоть я и сама много раз хотела расстаться с ним, но мне было очень тяжело. Я запуталась в себе. Такое чувство, что у меня раздвоение личности. У меня на все два противоположных мнения. Сейчас я говорю одно, а через минуту совсем другое». Ты приняла решение о расставании под влиянием слов подруги. По сути она подтолкнула тебя к разрыву с молодым человеком, поэтому, когда расставание все же состоялось, ты почувствовала очень двоякие эмоции. Я полагаю, если бы решение было принято только тобой и тогда, когда ты сама была бы к этому готова (без помощи подруги и без разговора с молодым человеком на тему отношений с подругой), ты ощущала бы другие эмоции. Например, грусть после расставания. А сейчас у тебя смешанные чувства. И виной тому то, что ты всем позволила решать за тебя, а само расставание произошло не в тот момент, когда ты уже была морально готова. И, конечно, молодому человеку не понравилось, что главной в ваших с ним отношениях становится твоя подруга, а не вы с ним.
Я рекомендую тебе обратить более пристальное внимания на свои отношения с подругой. Ты пишешь: «Я ненавидела его и говорила всякую ерунду, но позавчера мы начали снова общаться. Мою подругу сильно взбесило то, что я сначала говорю одно, а потом иду и делаю совсем другое». Кажется, подруга не готова тебе предоставить возможность решать самостоятельно. Безусловно, в связи с твоей неуверенностью, ты нуждаешься в одобрении и подсказке со стороны. Тем не менее, судя по реакции твоей подруги, создается впечатление, что она хочет, чтобы твоя жизнь шла по тому сценарию, который она для тебя придумывает. Тебя это устраивает? Как ты думаешь, со стороны твоей подруги это искреннее отношение? В любом случае, мне кажутся мотивы твоей подруги не совсем искренними. А сейчас ты будто ощущаешь вину за то, что ослушалась ее. Я полагаю, что дружба – это равенство. У вас этого сейчас нет. Подруга скорее пытается тебя подавлять. А ты позволяешь ей это делать. Ответ на твой вопрос: "Как не потерять подругу" заключается в изменении отношений с ней. Ей важно перестать тебе во всем помогать и настаивать на своих решениях, а тебе важно стать более самостоятельной. Но может быть, ваша дружба актуальна только тогда, когда у вас вот такие отношения, как сейчас? Ей важно быть ведущей, а тебе ведомой.
В твоей ситуации важно в первую очередь научиться самостоятельно принимать решения, а к друзьям обращаться только за советом или для беседы о своих переживаниях. Подумай, как твое поведение могло спровоцировать то, что подруга стала принимать решения за тебя и манипулировать тобой. Устраивает ли тебя такая дружба? Ты пишешь: «У меня очень мало жизненного опыта и я не могу разобраться в этом сама». Жизненный опыт появляется именно благодаря тому, что ты совершаешь свои собственные ошибки. Если не принимать самостоятельные решения, опыт никогда не появится, и тогда ты вынуждена будешь всегда слушать других людей. Главное набраться решимости, смелости и начать действовать самостоятельно. Пусть ты ошибешься. Зато это даст тебе тот опыт, который ты так активно сейчас ищешь у других. Для того, чтобы понять себя, тебе очень важно начать опираться на свое собственное мнение. Не может быть, чтобы его не было. Ты просто не слышишь свой внутренний голос и свои чувства за кучей других голосов твоих друзей и близких, которые тебе советуют. Вероятно, и ситуация в твоей семье складывается так, что усугубляет твою несамостоятельность. В этом случае тебе нужно постараться и там взрослеть, брать на себя больше ответственности.
Самое главное, Марина, не бойся неудачи. Если не делать ошибок, ты потом не научишься их избегать. Сейчас у тебя тот возраст, когда самое время начать действовать, пробовать и узнавать жизнь. В будущем, все, что ты сделаешь сейчас (даже если неправильно), построит твою жизнь и превратится в опыт.
С уважением, Любовь.