Как перестать сравнивать себя с более успешными людьми?

Вопрос психологу:
Добрый день. Как поднять свою самооценку? Я постоянно сравниваю себя с более успешными людьми и сравнение не в мою пользу. Я не нахожу с себе никаких положительных сторон. Я три года назад переехала в другую страну. Раньше я была офисным работником, а здесь мне пришлось работать физически. И часто сталкиваюсь что люди кривят лицо, когда узнают чем я занимаюсь. Это неприятно. Хотя я не могу сказать что это что-то постыдное или незаконное. Просто непрестижная и малооплачиваемая работа. Пока я не сталкивалась с такой реакцией, я не особо над этим задумывалась. Я мигрант, без навыков какой-то практической специальности, без английского, мне казалось это естественно. И это я работаю напрямую без посредников, с нормальным договором. Работаю на двух работах, чтобы сводить концы с концами.
Сейчас посещаю курсы иностранного языка ( как язык той страны в которой работаю), я его знаю неплохо, на уровне b1, но специально никогда не учила, поэтому есть проблема с грамматикой. И на курсах есть люди, которые приехали три- шесть месяцев назад и говорят или на таком же уровне или лучше меня, меня это тоже расстраивает. Хотя говорит только о моих комплексах и лени. Как научиться принимать ответственность за свою жизнь? Заранее спасибо.
Автор вопроса: Карина Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Карина!
На сколько я понял, Вы задаете следующие вопросы (запросы): «как поднять самооценку?», «как перестать себя сравнивать с другими (наверное, это называете комплексами)?», «обвиняете себя в лени и задаете вопрос как быть более ответственной?».
Смею предположить, что Вы чрезмерно требовательны к себе. А именно, Вы пишите, что сравниваете не в свою пользу, отнесли себя к неуспешным людям, упрекаете себя. Есть такая классическая метафора: сознание и осознаваемая личность это – всадник; а тело и бессознательная часть личности – это лошадь. Из прочитанного текста, можно предположить, что Ваш всадник уж слишком бьёт шпорами лошадь и она не знает куда ей прыгать, растерялась, крутится по кругу. Возможно, нужно остановится, дать лошадке возможность отдохнуть, напоить и накормить, разведать дорогу а тогда уже выбираться из этой затруднительной ситуации.
В Вашей ситуации я бы рекомендовал или четко сформулировать что Вы хотите добиться в этой чужой стране и сосредоточить все усилия на достижение этой одной конкретной цели. Или, наоборот, потихоньку работать, накапливать силы, повышать уровень образования и финансовые возможности и внимательно следить за тем, когда появится возможность как-то улучшить свой социальный статус. И когда такая возможность подвернется, незамедлительно действовать, отказываться от старого и переходить в новое качество.
Выше высказал общие идеи. А теперь, попробую рассмотреть каждый запрос в отдельности и высказаться по этому поводу.
1. Как поднять свою самооценку? Из текста понял, что в чужой стране Вы нашли физическую малооплачиваемую работу и столкнулись с тем, что Ваш собеседник(и) «кривят лицо, когда узнают чем Вы занимаетесь». И это вызывает негативные эмоции и понижает самооценку. Из сказанного можно сделать вывод, что Вы коммуникативный человек, достаточно эмоциональный в общении и сильно чувствительны к внешней оценке. Возможно, Вам нужно больше опираться на собственное чувство своей ценности. А ценить себя есть за что. Вы уже три года в чужой стране, Вы не растерялись, работаете, обеспечиваете себя. Работа хоть и физическая и малооплачиваемая, но вполне достойная.
Какие в этой ситуации есть альтернативные возможности?
А) можно искать более социально престижные вакансии среди представителей местного населения (принимающей стороны).
Как я вижу эту возможность? Вы общаетесь. Ваш собеседник спрашивает, чем Вы занимаетесь. Вы рассказываете. Собеседник морщит нос. Вы чувствуете себя не очень хорошо. Однако, Вы должны знать: то, что Вы уже добились уже очень много и этим нужно гордится. Вы можете спросить собеседника, чем он занимается? И если это хорошая, на Ваш взгляд, работа то, можно, так и сказать, что тоже бы хотели на такой работе работать. Тут же вопрос еще в том, что возможно, представители принимающей стороны тоже могут что-то для Вас сделать. Помочь, например, информационно, что мой знакомый ищет человека, который будет вбивать информацию в компьютер, общаться с русскоговорящими туристами и т.п.
Я к тому, что эта ситуация выглядит как снобизм какой-то. Ваш собеседник, узнав про Вашу работу, смотрит с высока, и Вы чувствуете вину. А ведь вину он мог бы чувствовать он сам. Так как мигранты в его стране вынуждены работать на двух низкооплачиваемых работах. А он пытается на эту социальную несправедливость закрыть глаза.
Б) Вы можете попробовать более высокооплачиваемую работу среди своих соотечественников, которые уже давно живут в этой стране. По этому поводу, рекомендую Вам ознакомится с биографией Вилли Токарева, посмотреть в интернете интервью с ним. В. Токарев иммигрировал из СССР в Америку, в Нью Йорк. И заработать славу в чужой стране ему помогли русские мигранты, в заведениях которых он исполнял свои песни. Возможно, в стране в которой Вы живете есть соотечественники, которые могут Вам помочь получить более достойную работу?
2. Лень и ответственность. У меня создалось впечатление, что если у одних более быстрее усваивается иностранный язык, чем у других то – это имеет больше отношение к задаткам и способностям, чем к лени. Задатки имеют наследственный характер, но могут развиваться (тренироваться) и становятся способностями. Одним детям достаточно обучения в классе (у которых есть задатки), другим нужно много работать над языком. Но, сейчас много разных методик изучения иностранных языков.
Например, запомнить новое слово может помочь мнемоника (мнемотехника). Можно, прослушав урок, возвращаться домой и смотреть второй раз передачу про рассказанный на уроке материал (по youtube). То есть повторив несколько раз можно улучшить запоминание материала (в том числе по грамматике).
Также, улучшить успехи в изучении английского языка может усиление концентрации на таких уроках, психологическая настройки что усвоение языка будет удачной и успешной. Достичь этих целей можно с помощью самогипноза. Могу предложить Вам освоить технику самогипноза предложенную Бетти Эриксон (можно найти в интернете). Если Вы не хотите учить технику самогипноза – можно воспользоваться готовыми занятиями. В интернете Вы можете найти запись А. Ракицького Гипноз для изучение английского.
Конечно же вовремя гипноза Вы не выучите английский, зато он создаст благоприятные для изучения английского языка психологические установки.
Ко всему написанному добавлю, что рекомендую Вам работать с психологом. Это поможет Вам получить дополнительную поддержку, поможет взглянуть на жизненные ситуации под «другим углом», позволит проработать излишнюю критичность.
Надеюсь, что смог Вам помочь. С Уважением, Б.П.