Я ненавижу себя, желаю себе мучительной смерти постоянно. Хочу выбраться из этого состояния.

Вопрос психологу:
Добрый день!
У меня уже несколько лет тянутся некоторые... вопросы.
Я — не реализовавшийся человек, не интересуюсь ничем (и даже нет желания чем-то заниматься). Чтобы поддерживать свою никчёмную жизнь, пишу тексты для одного заказчика. Но мне это не интересно и не хочется.
Каждый вечер, перед сном, я желаю заснуть и больше не просыпаться. Мне хочется умереть.
Увлечений и хобби нет. Постоянная депрессия и страх жить (да, начитался умных статей. В курсе).
Хочу полюбить себя. Но постоянно обламываюсь.
Проклинаю себя и желаю умереть от рака. Или от сердечного приступа.
Никого не люблю.
Я не прошу жалости. Я прошу совет. Что мне нужно сделать, чтобы наконец принять себя?
У меня очень плохие, негативные мысли. Я боюсь всего. В общем, не знаю, что делать.
Пытался и веб-дизайном заниматься, и вёрсткой сайтов, и SMM. Но, как я понимаю, если не люблю себя, не смогу ничего изучить толком. Всё бросаю и возвращаюсь в своё жалкое состояние.
Что ещё написать? Живу с мамой (так как зарабатываю мало). Помогаю бабушке (она из дома сама не выходит, так как несколько лет назад сломала шейку бедра).
Посоветуйте, пожалуйста, как выйти из этого... состояния? Благодарю!
Автор вопроса: Евгений Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Евгений. Сочувствую Вам очень.. Это не жалость (обсудим разницу позже). Безусловно, в таком состоянии сложно даже «нащупать» свой потенциал, не то, чтобы реализовать его. Учитывая, что Ваше пребывание в этом состоянии затянулось на несколько лет, письменной консультации, будет не достаточно.
Не зная Вашей истории, могу только предположить, что в раннем детстве Вы пережили эмоциональную травму и/или насилие, потери; испытывали дефицит поддержки со стороны значимых для Вас людей, дефицит эмоциональной безопасности. В таких условиях сложно, практически невозможно развить принятие себя / своей уникальности / жизни.
Не исключайте возможность получить также консультацию и помощь врача. Так как установлено, что эмоциональная травма, может повлечь за собой нарушения в работе нервной системы, и это влияет на развитие искаженного/негативного восприятия себя и действительности). Поэтому, хорошо бы объединить усилия - медицинские, психологические И СВОИ СОБСТВЕННЫЕ.
Сейчас, мы сосредоточимся на том, что Вы лично можете сделать для себя.
И Ваш главный вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы наконец принять себя?» Давайте по пунктам:
1. Перестаньте избегать себя. Да, звучит немного странно. Поясню. В теме Вашего обращения, Вы пишите: «Я ненавижу себя.. Хочу выбраться из этого состояния». Предположим, Вы ненавидите определенного человека. И что тогда, Вы будете искать встречи с ним или избегать его?.. С другой стороны, ненависть к себе, это по сути агрессия, направленная, на самого себя. Такая вот, непростая конструкция: выходит, что одна внутренняя часть себя «нападает» на другую, «убегающую».Что в итоге? Психика в расщепленном состоянии. Нет согласия с самим собой, а это не только тяжело и больно, это приносит много проблем, «не решаемых» или кажущимися таковыми..
КАК выбраться из этого состояния? ОСТАНОВИТЕСЬ. Перестаньте бежать. «Повернитесь к себе лицом» - ВЫ - ЕСТЬ. Это объективная реальность. Да, с тяжелыми чувствами и недовольством жизнью. Но жизнь, - какая бы она ни была - ПОДАРОК. Начните «распаковывать» ее. В этой жизни (подарке), есть Вы - самостоятельная ЛИЧНОСТЬ, у Вас есть сознание, достоинства, неповторимая индивидуальность и свобода выбирать на чем концентрироваться: на том, что «не так», что травмирует ИЛИ как использовать полученный опыт для роста и развития. Как сказал Ж.П. Сартр: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня».
2. Выясните для себя, чье отношение (неприятие) к себе Вы присвоили. А может, из-за несоответствия навязанным требованиям, Вы сами решили, что не заслуживаете одобрения и признания?.. Как-бы там ни было, мысленно верните негативное отношение, требования или что там еще, «владельцу». Сделайте это через образ (найдите свой подходящий): на что похоже то, что вызывает неприятие себя? Предположим, тяжелый камень или рюкзак, теперь, мысленно скажите: «По каким-то причинам ты дал/а мне то, что совершенно не нужно, скажу больше, меня это сильно обременяет, поэтому я возвращаю тебе твое. Забирай». Ведите внутренний диалог до чувства облегчения.
3. Освободившись от чужого мнения/отношения, мысленно станьте ТЕМ, кто начнет обеспечивать себе САМОпринятие, САМОодобрение, эмоциональную безопасность, и все то, в чем Вы испытываете дефицит. Полезным будет начать этот процесс с выражения сочувствия себе. И вот мы подошли к вопросу о разнице между сочувствием и жалостью.
Жалость к себе, запускает и подпитывает внутреннюю позицию «жертвы». Эта позиция усиливает чувство безысходности и беспомощности. Пассивность, становится нормой, а убежденность, что поменять что-либо, нет сил и возможности, - только крепнет. Сочувствие же - это открытость и чуткость к собственному страданию, доброта и забота о себе. (Больше об этом можно прочитать в книге Кристин Нефф «Самосострадание»).
В контексте Вашей ситуации, сочувствие могло бы звучать так: «То, что я переживаю на данный момент, очень тяжело для меня.. Часто я не знаю, что делать, и даже жить не хочу. Но я также понимаю, что эти чувства - результат полученного опыта. Мне искренне жаль, что рядом со мной не было чуткого, заботливого взрослого, который бы что-то вовремя объяснил, утешил или просто позаботился об мне.. И теперь, я - как взрослый, более опытный человек начну сам поддерживать себя, одобрять и заботиться о себе так, как посчитаю нужным. Я проявлю внимание к себе тем, что начну замечать свои достоинства и способности, начну их записывать, просматривать и дополнять. Ведь в каждом человеке заложен потенциал и я - не исключение. Проявляя доброе отношение к себе ежедневно, я подарю себе чувство эмоциональной безопасности. Это укрепит мою внутреннюю опору, а также смелость раскрывать свой потенциал, и реализовывать его» и тд.
Мне нравится метафора, которая подытожит все вышесказанное: Жизнь - это бурная, порожистая река, заваленная валунами. Человек - это гребец на байдарке. НАСТРОЙ гребца заметно повлияет на его восприятие и действия. Чем станет каждый валун? Препятствием, которое может потопить или ТОЧКОЙ ОПОРЫ, оттолкнувшись веслом от которой, вполне реально выровнить лодку и продолжить путешествие..
Евгений, сил Вам, терпения и всего самого доброго!
Вопросы, консультации возможны через ZOOM, скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина