Тяжелые воспоминания об отношениях с моей мамой. Пережитое физическое насилие.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня беспокоят тяжелые воспоминания о моих отношениях с моей мамой.
Начну с самого начала. Моя мама родила меня в 23 года, и, сколько я себя помню, она всегда была очень вспыльчивой, агрессивной женщиной. Как только я начала запоминать, что происходит вокруг меня (мне было 1,5-2 года), я поняла, что моя мама обращается со мной не так, как я хотела бы. В это время, она часто оскорбляла меня за малейшие проделки. Могла наказывать меня - отправить стоять в угол, но там я задерживалась ненадолго. Затем, когда я стала старше - мне было 5-6 лет, вдобавок к оскорблениям, я стала получать шлепки по голове, рукам, телу, меня могли сильно ущипнуть и т.д. Проблема еще в том, что она часто мне говорила, после того как закончит - "Думай в следующий раз головой, прежде чем делать что-то". Я согласна, высказывание верное, но суть в том, что я могла сделать, например, 3 раза какой-нибудь неправильный поступок, и 3 раза получить абсолютно разную реакцию на это - от "ну ничего страшного", до каких-либо жутких вещей с ее стороны.
Вот так меня ругали до 10 лет, после 10, мой отец ушел из семьи, и мама, грубо говоря, вошла во вкус. Она поняла, что ее никто останавливать не будет, поэтому можно делать со мной все, что она захочет. Это и правда были самые худшее время в моей жизни. Меня избивали буквально просто так - не понравилось как я ответила? - получай. Пришла за помощью, просьбой или просто так в неудобное время? - получай. И так далее. Я пыталась обратиться за помощью к родственникам, но всем как будто было все равно (мне сейчас тоже от этого больно).
Перестали, наверное, меня бить, когда мне исполнилось 17-18 лет, с того момента и по сегодняшний день я получаю только оскорбления в свой адрес.
Мой вопрос такой - очень часто сейчас я могу начать истерить (просто плакать), у меня могут начаться панические атаки, если на меня кричать, то у меня может дергаться нос, а также я часто испытываю сильнейшую апатию ко всему (например сейчас, поэтому я и написала вам), наверное, возможно, это из-за пережитых событий, но что мне делать с таким состоянием? Такое чувство, что я несу огромнейший груз, который никто, кроме меня не видит. Я не знаю как я отношусь к моей маме после всего этого. У меня бывают разные чувства - иногда, я понимаю, что это она во всем виновата (сама я чувства вины не испытываю), но иногда, я понимаю, что я будто не смогу ее никогда бросить (не в том смысле, что не смогу съехать с квартиры, а в том, что не смогу отделиться, ради собственного благополучия). А еще мне иногда кажется, что я сама себе это состояние выдумала, не знаю ради какой цели. Следует ли мне комплексно прорабатывать эту тему?
Автор вопроса: Эсти Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Эсти, здравствуйте. Я хочу Вам сказать, чтобы Вы доверяли своим чувствам. Вы не выдумываете свое состояние, это только может говорить о том, что близким Вашим людям было не до Ваших чувств. В ответ на какую-либо жалобу Вы получали ответ ”не выдумывай”, как раз то, что Вы скорее всего и написали в конце письма. Я Вам верю, что Вы несете этот тяжелый груз, а также сочувствую тому, что пришлось Вам вынести в детстве. Давайте разбираться.
Эсти, я полагаю, что ранние негативные переживания, связанные с физическим насилием в детстве проявляются в настоящем как травматические защитные реакции, связанной с тем, что Вам , наверное, трудно кому-то довериться, приблизиться, хочется спрятаться или убежать. Я понимаю, как Вам сложно. Ребенок, в случае опасности убегает от того, что его напугало и ищет защиты у своих близких людей. А когда угрозой является сам близкий человек (объект привязанности), то ребенку получается негде найти защиту. С одной стороны, ему хочется убежать от объекта привязанности, с другой стороны, есть страх потерять близкого человека, тогда малыш всеми силами добивается с ним близости. Ребенок страдает от этой дезорганизации. Скорее всего что-то наблюдается в отношениях с людьми и у Вас.
С одной стороны, Вы тянетесь к кому-то, с другой стороны отталкиваете его. Я, конечно, могу только предполагать, но исходя их Вашей истории , возможно, что так. Я не знаю, как Вы реагировали на действие силы матери против Вас. Вы могли ответить ей, убежать или Вас ее побои приводили в ступор.
Эсти, я понимаю о чем Вы пишите, “что я будто не смогу ее никогда бросить”. Вы говорите о сепарации от матери, отделения от нее. Для этого нужно вырасти самой, укрепить взрослую Вашу часть. Да, я понимаю, что детство Ваше не изменить, но можно помочь Вас сейчас вырасти, почувствовать внутреннюю опору и отделиться. Это не быстрый процесс, для проработки нужно время, но это возможно.
Эсти, я хочу спросить Вас о том, какие отношения у Вас были с папой. Он Вас не ругал, не шлепал? Вы чувствовали от него поддержку? Может быть у Вас была какая-то бабушка, которая Вас любила. Есть ли в Вашем прошлом теплые воспоминания о взаимодействии с близкими?
Я все это спрашиваю, так как важно, когда в детстве есть кто-то теплый, тот, на кого можно было опереться, тот, кто тебя принимает.
Теперь про настоящее, как складывается Ваша жизнь? У Вас есть друзья, отношения? Вы работаете, учитесь? Я рекомендую Вам пройти психотерапию, проработать Ваши травматичные отношения с мамой, чтобы отделиться от нее, этих воспоминаний , почувствовать свободу, избавиться от панических атак и внутренне вырасти. Попробуйте для себя ответить на вопросы:
1.что я хочу изменить в себе?
2. что я хочу от психотерапевта ?
3. что я сама буду делать, чтобы измениться?
4. по каким признакам я и психолог поймем, что эти изменения произошли?
5. кому я буду мешать, когда изменюсь?
6. как я буду саботировать себя изменению?
7. как изменится моя жизнь, когда я изменюсь?
Эсти, я рекомендую Вам почитать книгу Сьюзан Форвард “Безразличные матери. Исцеление от ран родительской нелюбви”. Хорошая книга, в которой описываются различные типы матерей, которым не доставало чувства любви к своим детям, вероятнее всего, они сами пострадали в детстве от своих матерей. В этой книге Вы многое прочитаете про себя, Вам, возможно, станет понятнее поведение матери, а также то, что происходит с Вами.
Эсти, я желаю Вам проработать Ваши отношения с мамой и почувствовать себя внутренне свободнее.
С Уважением, Радионова Ольга.