Прокрастинация и апатия в выполнении дел.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Хочу обратиться по поводу своего состояния, которое продолжается уже пару десятков лет.
Суть проблемы: я не хочу делать многие вещи, даже самые базовые. К примеру, уход за собой ограничивается приемом ванны раз в несколько дней и мытьем рук/умыванием после туалета. Бытовые дела откладываются в бесконечно долгий ящик. Посуда может копиться неделю, пыль копиться месяцами. Такие вещи, как обучение новым вещам, и вовсе угасают, едва успев вспыхнуть. Учеба в школе/университете была нелюбима мною по нескольким причинам. Первая — коллектив. С детского сада у меня не задалось с социализацией. Я чувствовала себя лучше одной, чем в компании, и при этом я занимала себя интересными занятиями. В школе мне было неинтересно поддерживать контакты со своим классом, бывали конфликты, волнения и глубокие переживания по поводу даже на первый взгляд незначительных вещей.
Вторая причина: нежелание заучивания, зазубривания. Это отнимало у меня много сил. Понять тему, выслушав преподавателя на уроке/паре, мне было несложно и не вызывало негативных эмоций. Но выполнение устных или письменных заданий дома я откладывала на последний момент, мне их не хотелось совершать.
В университете с одногруппниками отношения были приемлемые, но тем не менее учеба меня выматывала морально, хоть и ограничивалась прослушиванием и записью лекций, а также беглым прочтением темы перед парой. Я не хотела учить тома книг и сотни наименований.
Такой же внутренний протест я испытываю, когда дело касается домашних дел. Я знаю, что это нужно, необходимо для жизни, да, я делегировала что могла, но все равно мне сложно каждый раз себя пересиливать, заставляя даже вытереть пыль.
Сейчас я взялась за изучение иностранного языка, который мне нужен как минимум для общения с окружением. Поначалу был небольшой запал, но спустя пару месяцев все угасло, и теперь тяну лямку с мыслью «быстрее бы это закончилось». Преподаватель не строгий, жестких требований к выполнению д/з нет, но сесть и написать его сложно. Учить тексты наизусть и вовсе не удается.
В общем, обдумывание убедительных аргументов о пользе того или иного дела все равно сталкивается со стеной неприятия. Мотивировать себя не получается, дисциплинировать тоже.
После окончания университета не проработала ни дня, и мысль о том, чтобы выйти на работу, для меня ужасна. Для меня это кажется пыткой хуже учебы в университете: регулярный выход на работу, контакты с людьми, возможные конфликты, неурядицы и т.д.
Хобби есть, в основном рукоделие. Иногда возвращаюсь к нему, но большую часть времени мне не хочется делать ничего.
Замужем, двое детей, отношения немного страдают из-за быта, хотя муж с детьми помогают мне во многом.
Извиняюсь за столь длинный и скомканный монолог. Очень надеюсь на вашу помощь, хотелось бы выбраться из своего состояния.
Автор вопроса: Мария Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Мария. Действительно, жить в состоянии прокрастинации и апатии, довольно сложно. Искренне сочувствую Вам.. И если оно длится «уже пару десятков лет», одной письменной консультации будет явно не достаточно для полноценного решения заявленной задачи. Тем не менее, я очень надеюсь, что мой ответ поможет Вам понять и увидеть направление к выходу из описанного состояния.
Основой для нашего обсуждения станет пара цитат из Вашего письма:
«С детского сада у меня не задалось с социализацией…» Печально.. Мария, с этим СТОИТ РАЗОБРАТЬСЯ, так как социальная дезадаптация продолжает негативно влиять на Вашу жизнь. Отчасти, это могло стать почвой для возникновения прокрастинации и апатии. Обсудив вместе с психологом ситуацию, станет ясным в какой области лежат причины и подобрать подходящие стратегии коррекции:
Если это физические и биологические нарушения (травмы головного мозга; заболевания нервной системы; инфекционные заболевания, нарушения эндокринной системы), потребуется и медицинская помощь.
психологические и социальные нарушения (особенности нервной системы: сильная/слабая; нарушенные детско-родительские отношения, дефицит принятия и поддержки, отсутствие чувства здоровой привязанности и тепла, завышенные требования и ожидания значимых взрослых, невыполнение обещаний и тд.), успешно корректируются с помощью психолога/психотерапевта.
«Я не хочу делать многие вещи, даже самые базовые». Мария, а ЧТО происходило с Вами, когда Вы их делали? С какой своей реакцией Вы имели дело?.. Сопротивление? Тогда кому/чему конкретно?.. Бунт? Против кого/чего?.. А может это подсознательный отказ соответствовать тому или тем, кто оказывал эмоциональное давление/ принуждение выполнять даже базовые вещи?.. Подумайте, по-исследуйте, чтобы понять с чем именно поработать.
Бывает и так, что откладывание выполнения важных вещей, становится способом наказать себя. Ничего не делается - ничего не достигается. Нет радости и удовлетворения собой и жизнью. Я это «заслужила».. Тогда в чем конкретно моя вина? Кем наложен запрет достижений?.. У кого я «приняла эту эстафету»? А что если ее вернуть?.. И выбрать СВОЙ вектор в жизни?.. Как я себя чувствую, когда ДОПУСКАЮ мысль о том, чтобы НАЧАТЬ ставить СВОИ маяки в жизни и в своем темпе двигаться к лично выбранным целям?
Другая причина прокрастинации (довольно известная) - страх быть НЕидеальным, НЕуспешным и тд. Возможно, в детстве, завышенных ожиданий и требований было более чем достаточно (мягко говоря) и был пережит опыт глубокого разочарования в себе, больше не от самого факта НЕ достижения, НЕ соответствия, а от негативной реакции значимых взрослых на Ваше несоответствие.. И было принято подсознательное решение - даже не пытаться. Откладывание, таким образом, стало способом реализации принятого решения.
Далее, причиной прокрастинации и апатии может быть хроническое пренебрежение Вашими желаниями и потребностями. Дефицит поддержки, признания и похвалы, даже тогда, когда Вы что-то предпринимали. В таких условиях, ребенок делает вывод - «я не важен, и не нужен». Возникает ощущение беспомощности и бессилия, приводящее к хронической «обесточенности», которая похоже продолжается. Поэтому трудно себя мотивировать, и никакие аргументы «не работают».
А бывает и так, что прокрастинация становится способом косвенного обвинения или даже мести: «посмотрите до чего вы меня довели.. Я не способна ничего делать и в этом виноваты вы».. (конкретные люди). В таком случае, сохраняется ИЛЛЮЗИЯ, что вот сейчас-то они поймут.. обратят на меня внимание и окажут поддержку, которой так не хватало и тд.
Мария, что именно в Вашем случае - я не знаю. Нужен диалог. Но если что-то из выше перечисленного «зацепило», попробуйте хотя бы письменно проанализировать причины своей прокрастинации. Я это НЕ делаю и даже не хочу и это дает мне.. ЧТО? Какие убеждения о себе/работе/жизни подкрепляет мое ничегоНЕделание?.. А чего я на самом деле очень хочу? Какой первый, МАЛЕНЬКИЙ шаг я хотела бы и могла бы сделать? Как мне позаботиться о себе самой, чтобы придать уверенности и смелости действовать?..
Независимо от причин прокрастинации, очень важна личная, внутренняя позиция и отношение к себе. Решив СТАТЬ СИЛЬНЫМ ЗВЕНОМ В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, поверьте, Вы сможете «горы сворачивать» :) Чего Вам искренне желаю, Мария :)
Вопросы, консультации возможны через ZOOM, скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина