Набор страхов и болезней. Трудное детство. Как поднять уверенность и самооценку.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 27 лет. Я самый младший в семье из троих детей. Старший сын для них является Любимчиком. С детства родители нас воспитывали гиперопекой. У отца очень сильно заметны признаки нарцисса и инфантильности. Были эмоционально закрыты, особенно отец. Именно ко мне проявляли мало эмпатии. Очень часто бывали разные отношения к трем сынам, в тех или иных ситуациях. Часто меня винили, обесценивали, критиковали, принижали значимость. Всегда нервные срывы отец выливал на меня, как-будто ругает всех детей, а глазами смотрел на меня. Во многих моментах жизни за меня решали, что желать и что делать. Конечно детство не прошло без "долженствование" во многих аспектах жизни. Сейчас в жизни хочу что-то сделать, но не могу. Что-то сдерживает. И вот мои вопросы:
1. У меня постоянно, почти каждый день, неосознанно начинается мысленный диалог, монолог с кем-то. Ситуаций бывают разные из прошлого или будущие события. Иногда после таких мысли появляется злость, грусть и другие чувства, эмоций. И бывает такие ситуаций, что я как бы кому-то делаю наставление, нравоучением занимаюсь. Редко бывает нервные срывы. У моего отца, тоже есть эта привычка. С детства помню как он, сам с собой разговаривал ходил под нос себе. Что это навязчивые мысли или навязчивый невроз и как от этого излечиться?
2. У меня не стабильно с работой. При поиске новой работы, в груди появляется какой-то страх, какая-та тревога. Из-за чего может быть?
3. Как поднять уверенность и самооценку.
4. Как понять есть ли у меня внутренний конфликт? Как от него избавиться?
Автор вопроса: Ралид Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Ралид!
В Вашем запросе слишком много направлений, чтобы все уместилось в одном небольшом ответе. Поэтому, сразу же начнутся рекомендации – подумайте о личной работе с психологом или психотерапевтом. Это просто напрашивается как ответ на множество Ваших вопросов.
Но, следуя традициям этого сайта, все же постараюсь дать представления на некоторые интересующие Вас проблемы.
И тут с последнего Вашего вопроса – Как понять есть ли внутренний конфликт и как от него избавится. «Конфликт» в психологии трактуется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Причем, это не обязательно лица или группы. А если говорить о внутреннем конфликте, то это, скорее, ценности и установки, с которыми человек пытается «выстраивать» взаимоотношения с собой и окружающими.
И вот с этой стороны и стоит «определять» наличие самого конфликта. Исходя из Вашего письма, он существует, поскольку Ваша потребность делать, чувствовать что-то в своей жизни вступает в противоречие с тем, как это получается или что приносит.
Самооценка — это субъективная оценка индивидом самого себя. Оценивание собственных действий, качеств, чувств и достоинств. В идеале, она не зависит от того, как Вас оценивают другие. Но она напрямую зависит и формируется от того, насколько благоприятна оценка Ваших действий близкими Вам людьми в периоды становления Вас как личности. Поэтому, если близкое окружение не особо способствовало ее здоровому формированию, то и будет она не настолько устойчивой, как этого бы хотелось. Насколько она будет адекватной также зависит от ближнего окружения. Поэтому понятие это сугубо субъективное и лишь отражает потребность самого человека в ее укреплении или ослаблении.
Самоопределение в дальнейшем жизненном пути напрямую зависит от наличия внутреннего конфликта и уровня самооценки человека. Ведь понимания своих возможностей и своих потребностей – основополагающие величины в выборе занятия и уровня своего места в жизни и профессии. Поэтому без понимания себя и этих самых качеств сложно преуспеть в поиске достойного места в социальном окружении человека.
Ну и, напоследок, внутренний диалог, который Вы ведете в значимые моменты своей жизни. Это может о многом свидетельствовать, но среди прочего о «необходимости» кому-то что-то доказывать в своей жизни. И скорее всего, в доказательствах и подобных убеждениях Вы стараетесь черпать ту недостающую Вам уверенность во всем, с чем приходится сталкиваться в важные для Вас периоды жизни. Ребенку свойственно иногда желание оправдать свои действия в глазах взрослого. И он может продолжать вести внутренний диалог с ним, даже когда взрослый высказал свое мнение по этому поводу и призвал ребенка подчиниться ему. В этом внутреннем противостоянии он пытается пережить боль невозможности полноценно отстоять себя в глазах взрослого, защититься от неудовольствия непризнания за ним права на самостоятельность действий, решений и поступков. Этот «способ» справляться с неудовольствием может проявляться и более взрослом возрасте, когда не удается отстоять свои права и в новых условиях.
Со всем этим стоит и можно работать в личной терапии. Есть много способов изменить привычные способы справляться с трудностями, которые остались нам в наследство от нашего детства и юности, где мы вынуждены были прибегать к этим «безопасным» способам сохранить свое «Я». Да и вообще, такая работа по познанию себя кроет много ресурсов, доступ к которым даст Вам возможность круто изменить свою жизнь и улучшить ее качество с учетом Ваших потребностей и Ваших возможностей.
С уважением, Елена Гладкова