Как восстановить или создать себя заново?

Вопрос психологу:
В начале подросткового возраста родители вступили в религиозную секту и затащили меня. У меня в 14 лет было недостаточно критического мышления, да и как можно было сомневаться, родные люди плохого не пожелают. Я с возрастом оттуда ушла, родители там остались. И повлияло это всё очень сильно на меня. В 15 лет моё мировоззрение перевернулось, мы поменяли образ жизни, ценности, приоритеты. Обстановка в секте была давящая. Своё мнение запрещалось, мир преподносился как черно-белый. В любом решении нужно было получить одобрение у «старейшин». Лет в 26 я поняла, что нахожусь не в том месте, не с теми людьми. Чувствовала какой-то дискомфорт, фальш. На мои сомнения мне говорили, что «не стоит доверять своим чувствам» (газлайтинг полным ходом). Когда я решилась уйти, меня начали запугивать и манипулировать. Но сложнее всего оказалась жизнь после выхода из секты… мои мировоззрения вновь по 2-му кругу рухнули. Я не знала кто я, что я люблю и чего хочу в жизни. Просто шагнула в пустоту и неизвестность… Все «друзья/знакомые/связи» остались в секте и я почувствовала себя одинокой. Позднее я вступила в отношения с мужчиной абьюзером и через пару лет вышла из этих отношений. Что я поняла, так это то, что у меня есть какой-то свой, пусть и маленький, но стержень, я могу уйти от туда, где мне некомфортно... Но понимаю это не сразу, контакт со собой нарушен. До сих сохраняется какое-то недоверие к своим ощущениям, мыслям и чувствам. Неуверенность в себе, низкая самооценка, синдром самозванца - это всё про меня и это отголоски влияния секты. Всё на уровне чувств и ощущений «я недостойна» (в секте нам говорили, что мы недостойны благодати Бога), «я не смогу» (вы сами не сможете без поддержки свыше), «я недостаточно хорош» (совершенству нет предела). Всё это перешло на личный уровень убеждений. Часто говорили, что нужно затоптать себя, принизить, бог любит смиренных. В общем по насиловали личность конкретно. Я умом всё понимаю, но что делать с чувствами и как поверить в себя? мне так сложно.
И я очень злюсь на родителей. Виню их и себя во всём. Кажется не попади мы туда, жили бы другой счастливой жизнью.
Как восстановить или создать себя заново? Я как будто застряла в поиске «кто я», «кем я хочу быть и чего я хочу?»
Автор вопроса: Анна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Анна, здравствуйте.
Вы пишете, что после длительного пребывания в секте ваша картина мира исказилась, и теперь приходится «создавать себя заново».
Анна, деструктивные отношения, контроль и навязывание своих правил и догм, характерные для сект, действительно способствуют тому, что человек начинает видеть мир не объективно, притупляется способность критически мыслить и адекватно оценивать происходящее. Тотальный контроль за жизнью в секте лишает способности позаботиться о себе вне ее.
Вы молодец, что умеете выходить из отношений, в которых Вам некомфортно, но, поскольку замечаете токсичность в отношениях не сразу - успеваете хорошенько «пропитаться» дезадаптивными мыслями и способами поведения, поэтому возврат к адекватности и критичности требует значительного времени.
Вы спрашиваете, как восстанавливать себя заново, поверить в себя? Хорошо бы позаниматься своим восстановлением совместно с психологом, при его поддержке и помощи. Но можно помочь себе и самостоятельно.
Чтобы понять «кто я» - нужно задавать себе всякий раз вопрос «а чего я хочу в данный момент? Это точно мое желание, или навязанное обществом/другим человеком?». Это касается как ежедневных обычных вещей: что съесть на завтрак, какую одежду надеть, какая музыка нравится, куда пойти отдохнуть и т.д., так и сложных ситуаций выбора. Ориентируясь на свое желание и стремление, вы берете ответственность за выбор на себя – так мышление привыкает быть самостоятельным, не подверженным влияниям извне, восстанавливается его критичность.
Таким же образом стоит ориентироваться в сфере своих жизненных и профессиональных интересов: чем мне нравится заниматься? Какая сфера деятельности приносит удовольствие и удовлетворение? В каких делах я наиболее продуктивна?
Недоверие к мыслям и чувствам может скорректировать журнал ведения мыслей и чувств.
Можно записывать наиболее тревожащие или постоянно возникающие мысли или убеждения на бумагу и потом анализировать их: записывать эмоциональные реакции, вызванные мыслями, приводить аргументы и доказательства правдивости мыслей или их опровержения, намечать для себя – какие мысли/реакции будут наиболее адаптивными и эффективными в будущем.
Анализ собственных мыслей и убеждений помогает увидеть их абсурдность либо правильность и адекватность, помогает выбрать ориентиры, как можно реагировать или поступать иначе. Это эффективно при синдроме самозванца, для преодоления неуверенности в себе.
Что касается взаимоотношений с людьми – важно обрести доверие к другим людям, чтобы получить возможность расслабленно и открыто коммуницировать, заводить новые знакомства, друзей. Это все возможно, но в совокупности с обретением собственной идентичности, о которой написала выше.
При общении с родителями, думаю, стоит сохранять нейтралитет, а именно – не общаться на религиозные темы, не затрагивать обсуждение пребывания в секте, выбирать нейтральные темы для разговора и уходить от напряженных вопросов – это поможет «отделиться» от прошлой ситуации, и не включаться в нее вновь.
Анна, все возможно, если двигаться к обретению себя постепенно, последовательно и беспрерывно. Если будет нужна моя помощь – пишите Ватсап +79049884083. С уважением, Федорова Е.А.