Отчислили. Как выйти из состоянии депрессия и апатии?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 31 год. Я потеряла интерес жизни, меня ничего не радует, нет энергии, апатия. Все началось с того, что после 6 лет обучения платно в вузе, меня отчислили перед гос.экзаменами, хотя я упорно к ним шла. Учебу оплатить не смогла и все банки отказали в кредите. Ради учебы я снимаю квартиру в другом городе, друзей здесь практически нет. Я заметила, что мой любимый человек стал ко мне холоден, перестал проявлять эмоции, вижу, как он реагирует на другую девушку, как 3 года назад на меня и это меня совсем выбило из жизненного ритма. Потом врачи сказали, что у меня подозрение на доброкачественную опухоль мозга. Я не знаю, как вернуться к нормальному образу жизни, стала плохо есть, плохо спать. Мне помогала поддержка любимого человека, но когда он рядом я чувствую холодность с его стороны, правда у него тоже не все в порядке в жизни.
Сначала у меня было просто плохое настроение, я много плакала и не могла сосредоточиться, потом наступила апатия. Некоторые дни проходили, как в тумане. Все это длится уже 1,5-2 месяца.
Автор вопроса: Анна Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Анна. Искренне сочувствую Вам..
К сожалению, никто из нас не застрахован от разного рода трудностей, поэтому когда они возникают, очень важно определиться со своей внутренней позицией:
1 - сдаться или 2 - НАСТРОИТЬСЯ их решать. Анна, от выбора, который Вы сделаете, будет зависеть не только желаемый результат (или его отсутствие), но и качество Вашей личности (станете беспомощнее, несчастнее, уязвимее ИЛИ сильнее, опытнее, устойчивее, счастливее) Это соотвественно, повлияет на качество Вашей дальнейшей жизни.
Если Вы ВЫБРАЛИ 2 вариант, рассмотрим тогда, что поможет настроиться на успешное преодоление трудностей. Итак, вот Вам первое необычное задание: напишите себе «письмо благодарности». Не спеша подумайте о том, что Вам в прошлом УДАЛОСЬ, о своих поступках, заслуживающих уважение, о достойных качествах, способностях, напишите обо всем, за что Вы могли бы выразить себе искреннюю благодарность.
ПЕРЕЖИВАНИЕ своего прошлого успешного опыта, подарит Вам чувство уверенности, силы, целеустремленности, смелости и тд. - все это ЦЕННЕЙШИЕ РЕСУРСЫ для решения текущих задач в настоящем.
Затем, подумайте за что Вы благодарны близким людям, знакомым, и всем остальным, с кем имели дело, и также, выразите свою искреннюю благодарность этим конкретным людям на бумаге или лично (смс - тоже приятно).
О практике благодарности известно давно и написано не мало, я лишь перечислю некоторые «бонусы» этого чувства: благодарность меняет нейронную структуру мозга и вызывает переживание удовлетворения и счастья - «запускает» производство серотонина (гормон «счастья») и дофамина (гормон «мотивации»). Это, в свою очередь СНИЖАЕТ СТРЕСС (одна из причин апатии - ХРОНИЧЕСКИЙ стресс, неудовлетворенность собой, отношениями, жизнью, усталость, дальше выгорание и вот она - апатия/депрессия). Поэтому, Анна, выполнив это простое задание, Вы существенно поможете себе. РЕГУЛЯРНАЯ практика благодарности углубит Ваше осознание своих личных ресурсов, поможет увереннее занять позицию ОТВЕТственного, человека (смелее отвечать на жизненные вызовы, а не прятаться от них - так повышаем уровень дофамина), снизить стресс и даже укрепить иммунитет, и таким образом, поспособствовать своему физическому и эмоциональному восстановлению.
И второе задание: представьте себя как УЖЕ УСПЕШНО СПРАВИВШЕЙСЯ с текущими трудностями. К каким конкретно результатам Вы стремились, и в итоге, пришли? Какой Вы стали, благодаря полученному опыту? Мысленно возьмите у себя интервью: что именно помогло Вам успешно справиться? Что Вы делали КАЖДЫЙ ДЕНЬ, для того чтобы получить желаемый результат? КАК ВЫ СЕБЯ ПОДДЕРЖИВАЛИ и вдохновляли? К кому за помощью обращались? Задайте себе и другие, интересующие Вас вопросы. Это задание поможет Вам выстроить ПЛАН конкретных действий. Например:
1. ПРОВЕРИТЬ подозрения врачей на доброкачественную опухоль мозга. Пройти соответсвующее обследование, чтобы ВОВРЕМЯ принять необходимые меры, а не тяготиться сомнениями и не выращивать свой страх. Зачем продолжать истощать себя?.. К тому же, подозрения могут и НЕ оправдаться, так ведь?
2. ВЫДЕЛЯТЬ время для отдыха КАЖДЫЙ ДЕНЬ и выполнять первое задание.
3. НЕ СДАВАТЬСЯ, а ПОДДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Ведь именно в этот непростой период РАЗВИВАЕТСЯ моя психологическая устойчивость. СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ на успехах, даже очень маленьких и делать то, что зависит от меня.
4. ПЕРЕСТАТЬ ЖДАТЬ поддержки от любимого человека, а подумать КАК ЕГО ПОДДЕРЖАТЬ в его обстоятельствах. (Откровенно и спокойно скажите как он Вам дорог, и что хотя на данный момент Вы не в лучшей форме, Вы очень бы хотели УКРЕПИТЬ отношения с ним, вернуть эмоциональную близость и тепло между вами и тд. Спросите что именно будет для него поддержкой (какие Ваши слова и действия). Мягко скажите ему, что тоже нуждаетесь в его поддержке (скажите конкретно в какой форме). Скажите, что трудности неизбежны и есть у всех, но здорово вы есть друг у друга и шаг за шагом, вместе вы справитесь).
5. Договориться о встрече с ректором вуза, чтобы обсудить возможность оформить Академ.отпуск и вернуться к учебе через время. Рассмотреть возможность перевода в другой вуз (с бюджетными местами или более доступной ценой за обучение).
6. Рассмотреть варианты подходящей работы (спросить об открытых вакансиях в вузе, для сотрудников, цена за обучение бывает ниже). Поинтересоваться об очно-заочной или заочной форме обучения. Обдумать какие еще вакансии и источники дохода Вам доступны.
7. УДЕРЖИВАТЬ «в голове» ЯСНЫЙ образ желаемого результата (в каждой области жизни: здоровье, эмоциональное и физическое; отношения; работа/источники дохода; учеба; жилье и тд).
Анна, помните фразу «кто ищет, тот ВСЕГДА НАЙДЕТ»? Настройтесь НАЙТИ выход и Вы начнете ЗАМЕЧАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ. В момент переживания трудностей, они КАЖУТСЯ "вечными" и неразрешимыми, но это не так. Они ВРЕМЕННЫ и многое решаемо! Поддержите себя :) Как это сделать, мы выше обсудили. Рекомендую к прочтению книгу Кристин Нефф «Самосострадание. О силе сочувствия и доброты к себе».
Искренне желаю Вам благополучия и успехов!
Вопросы, консультации возможны через ZOOM, скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина