Год назад умерла моя мама от рака. Сама живу ради других. Как выйти из состояния тревоги, депрессии??

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Юлия. Год назад умерла моя мама. У неё был диагностирован рак желудка. Химиотерапия не принесла результата. Расскажу вкратце свою историю жизни в семье. Мой отец - запойный алкоголик, дебошир. А мать всю жизнь была его спасателем. Она делала вид перед другими людьми, что у нас в семье всё хорошо. А меня заставляла "ссор из избы" не выносить. По итогу я выросла отчасти открытым человеком, а отчасти скрытным. Сейчас мой отец продолжает пить, оправдывая себя тем, что у него умерла жена. Находит постоянно поводы.
Я живу со своим мужем отдельно. Но меня не покидает чувство тревоги за отца. Объясню почему. Он живёт один в многоквартирном доме, на 4 этаже. Он очень тучный. Весит 130 кг. Ко всему прочему у него больные ноги, и когда он напивается, он падает на всё, что попадается ему под ноги.
Последний раз когда я к нему приходила он упал всем весом на унитаз и разбил его вдребезги. Хорошо, что я оказалась рядом и перекрыла кран, потому что вода хлестала прямо на пол. Я переживаю за то, что он может натворить оставаясь один в квартире в таком состоянии.
Обычно он пьёт неделю, после 1-2 месяца не пьёт, обещает мне, что больше такое не повторится. А после снова происходит тоже самое. Я не могу спокойно жить с мужем, у меня все мысли об отце. У меня нет детей, и я их не хочу. Потому что не хочу, чтобы они унаследовали гены моего отца.
Сама я давно хочу заняться каким-нибудь творчеством, например, шить авторские куклы, но не могу потому что вся моя энергия уходит на мысли об отце, а ещё моё нервное состояние. По ночам я просыпаюсь от нехватки воздуха, приступов удушья. Я не понимаю откуда это у меня появилось. Моё состояние меня сильно тревожит. В последнее время и эмоции меня начали одолевать. Я сама себе не хозяйка. Такое ощущение, что живу ради других (отца и мужа), а себя совсем забросила. Я замкнулась, перестала общаться с подругами, отгородилась от мира, знаю только работу и дом. И всё. Я бездействую сама не знаю почему.
Что Вы посоветуете мне в данной ситуации?
Как мне избавиться от чувства тревоги за отца? Как научиться управлять эмоциями, которые меня погружают то в апатию, то в панику??
Автор вопроса: Юлия Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Здравствуйте, Юлия!
Мне очень жаль, что на Вашу долю в жизни выпало столько испытаний. Отец зависим от алкоголя, совершенно не ценит свою жизнь и это заставляет Вас тревожиться за него. Обычно в семье алкоголика и жена, и дети созависимы. Вы пишите, что мама всю жизнь была его спасателем, теперь и Вы в этой роли (сама себе не хозяйка… живу ради других (отца и мужа), а себя совсем забросила).
В созависимых отношениях взаимодействие строится по трем основным ролям: жертва, спасатель, преследователь. Причем роли могут периодически меняться. Почитайте, пожалуйста, про треугольник Карпмана. Все участники зависят друг от друга, потому что источник своих проблем они видят в другом, переключаются между ролями и то преследуют, то спасают друг друга. При этом обычно задействуются манипуляции, основанные на чувствах: вины, стыда, жалости, долга. Это способ не брать ответственность за СВОИ поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать СВОИ проблемы (так как в «этом всем» виноваты другие).
Есть ли выход из треугольника? Да. Выход - жить СВОЕЙ жизнью, брать на себя ответственность за СВОЕ мышление и поведение, брать собственную жизнь в СВОИ руки. Научиться быть автором и причиной всего, что происходит в ВАШЕЙ жизни. Вы ставите и достигаете собственные цели, получаете от этого радость и удовлетворение. А то что происходит в жизни других людей, является ИХ ВЫБОРОМ. Это важная мысль, которую я советую перечитать несколько раз. Как бы ни хотели другие люди спихнуть ответственность за решение своих проблем на Вас, Ваша задача – вернуть их ответственность обратно. Ответственность за эмоциональное состояние другого человека лежит на нем, а не на Вас. Не забирайте право выбора у другого человека. Его жизнь – это ЕГО жизнь.
Юлия, Вы тревожитесь за отца, за свое нервное состояние, Вас пугают приступы удушья, нехватки воздуха. Нервное истощение организма, постоянная тревожность могут быть причиной панических атак (приступы удушья). Если образно посмотреть на человека, который не может дышать, он как будто связан и у него зажаты рот и нос, он не свободен, он в плену. Вот в таком плену Вы сейчас и находитесь. Вы запрещаете себе заняться любимым делом, творчеством, общаться с подругами, быть открытой, проявлять свои эмоции, открыто выражать свои чувства. Вам сейчас не хватает энергии. Поищите то, что наполнит Вас ресурсами. Это могут быть самые простые вещи: прогулки в парке или у реки, занятия йогой, чтение книг, просмотр любимых кинофильмов, рисование, исполнение любимых песен, творчество (авторские куклы). Возьмите несколько сеансов расслабляющего массажа, примите ванну с аромамаслами. Очень хорошо подходят лаванда, роза, ромашка.
Если будут беспокоить какое-то время приступы удушья, предлагаю Вам несколько способов справиться с этим состоянием:
- постараться замедлить ритм дыхания (хотя кажется, что наоборот надо его ускорить), дышать менее глубоко;
- дыхание по схеме на счет 4-7-8 (вдох, задержка дыхания, выдох), еще можно дышать в пакет. Это уменьшает гипервентиляцию, в крови восстанавливается баланс кислорода и углекислого газа, что уменьшает частоту сердцебиения и панику.
- включить мышление: можно выполнять простые математические вычисления, н-пр. 7+7+7+7 и т.д.; оглядеться вокруг и назвать пять острых предметов, пять круглых, определенного цвета и т.д.
Мне очень хочется Вам помочь, Юлия, и в тоже время я понимаю, что одним этим письмом я могу только поддержать Вас. Рекомендую Вам, все-таки найти время и возможности посетить психолога лично.
Заинтересуйтесь собой: какая я, что мне важно и что мне интересно. Не запрещайте себе испытывать разные чувства. Учитесь их распознавать: что именно я сейчас чувствую, а что вызвало это чувство, что за мысли? И почему возникли эти мысли? Заведите дневник и записывайте все, что узнали о себе нового. И поймите, что мы можем выбирать как реагировать на те или иные мысли. И этот выбор из живого многообразия нашего мира есть только у нас, у людей.
Не пытайтесь жить папину жизнь за него. Его жизнь - это его выбор. Помогайте только тогда, когда Вас просят о помощи. Не упускайте время жить СВОЮ жизнь. Когда Вы будете в хорошем ресурсном состоянии, я верю, что к вопросу о детках Вы все же вернетесь. Да, родители передают деткам определенный набор генов. Но, активируются и управляются гены у человека на протяжении всей жизни его опытом, приобретенным в результате взаимодействия с окружающей средой. И родителей в этом смысле можно назвать генными инженерами не только до рождения, а также и после рождения ребенка. Это доказано современной наукой эпигенетикой. Постарайтесь не внедрять в подсознание своих детей ненужных страхов и связывающих по рукам и ногам убеждений. Это и означает осознанное материнство и отцовство.
Юля, я желаю Вам выйти из плена своих страхов и тревог, быть счастливой женщиной, заботиться о себе и радоваться жизни!
С уважением, София