Мне кажется, я всем мешаю.

Вопрос психологу:
Я не могу избавится от чувства, что я всем чем-то мешаю. Будь то близкие или чужие люди. В очереди, в магазине, когда я слишком долго достаю деньги, чтобы расплатиться, мне кажется, будто очередь и кассир думают «давай быстрее, что же ты мешкаешься?».
Я уступаю всем, даже если мне это не удобно. Не знаю слова «нет». Мне кажется, что меня осудят, если я скажу «нет».
Я всегда молчу, когда меня обвиняют или оскорбляют, даже если я этого не заслужила. Потом, это накапливается, я нахожу укромное место, чаще всего - это ванна, потому что там есть зеркало, и перед зеркалом я высказываю все, что хотела бы сказать конкретному человеку, и каждый раз я начинаю плакать, иногда доходит до истерики, потому что мне становится жалко этого человека, хотя я ничего в лицо не сказала.
И даже, когда я жила с родителями: с 12-13 до 17 лет, у меня была постоянно навязчивая мысль, будто я уже взрослая и должна съехать, чтобы не мешать. Хотя они ни разу не упомянули, что я должна съезжать.
Не понимаю, почему я так думаю. И как это исправить?
Автор вопроса: Арина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Аржаник Анна Валерьевна.
Арина, доброго дня!
Благодарю за Ваш вопрос.
Из описанной вами ситуации, в настоящее время Вы испытываете ощущение, словно всем и каждому Вы создаете неудобства, мешаете, напрягаете и т.д.. Вы не можете сказть "нет", отстоять свои границы. Длится это начиная с подросткового возраста. Эти чувства и ощущения мешают строить счастливую жизнь, карьеру, отношения и т.д..
К вопросу "как это исправить"?
Повысить свою самооценку, самоценность, уровень уверенности в себе, разобраться со своими личными границами,научиться говорить нет. И все это маленькими шагами, постепенными действиями.
Для повышения самооценки и самоценности, а так же уровня энергии и мотивации, рекомендую взять блокнот и ручку и написать список ТОП-100 моих желаний. В этот список могут входить абсолютно любые желания (реальные, или как Вам кажется нереальные). Например, слетать на луну, пожать руку Илону Маску, пройти курс ораторского мастерства, купить дом на берегу моря, научиться говорить "нет" и т.д.. С первого раза написать все 100 может не получиться, это нормально, можно отложить список и продолжать по мере появления идей.
Это задание поможет повысить уровень Вашей энергии для следующего шага. Следующий шаг-это ТОП 10 моих преодолений. Это список из 10 пунктов, что я могу преоделеть для того чтобы начать двигаться в сторону своих желаний? Преодоления, это делать то, что страшно. Страшно отстаивать границы, значит включите это в этот список. Поразмышляйте, какие преодоления над собой Вам нужно сделать чтобы начать достигать своих целей и желаний.
По работе с мыслями, попробуйте вести дневник своих мыслей и чувств. Негативные мысли это привычка, а привычка думать плохо о себе вынуждает человека думать, что так же плохо про него думают и все вокруг. Если тренироваться, то можно развить в себе привычку мыслить позитивно.
Примерная схема по работе с негативными мыслями:
1. Событие (ситуация) я в магазине достаю деньги.
2. Мысли: "я думаю, что кассир думает "давай быстрее", я капуша....
3. Какие чувства это у меня вызывает? Тревога, злость, раздражение.
4. Результат: я думаю плохо о себе, обвиняю себя самобичую и т.д.
5. Как бы мне хотелось по другому мыслить: "сейчас достану деньги и расчитаюсь, продавец очень по доброму улыбается мне" ; чувствовать себя: радость, легкость, уверенность.
Работа со своими негативными мыслями и ментальными шрамами одна из важнейших. То как я воспринимаю себя, отражается на том, как мне кажется воспринимают меня другие люди. Доказательство этому эксперимент. Взяли группу женщин. Им предложили сделать очень безобразный, уродливый грим со шрамами. С этим гримом они должны были отправиться на собеседование с интервьюером. Перед самым входом в комнату для интервью женщинам предложили подправить грим. Хотя на самом деле им сделали потрясающий макияж. В комнатах не было зеркал. Увидеть это они не могли. Они считали, что на лицах у них безобразный грим. Войдя в комнату для собеседования, пройдя его, этим женщинам предложили заполнить анкету. 90% из них отметили, что интервьюер вел себя предвзято, высокомерно, снисходительно по отношению к ним. Т.е. они думали что они ужасны, их самооценка была настолько низка, что они считали что к ним очень плохо относятся, про них очень плохо думают.
Это пример ментальных шрамов, с которыми стоит провести работу. Разобраться с ними через дневник, книги, тренинги, консультации. Выберите для себя, что Вам подходит, что нравится именно Вам.
Верю в Вашу мудрость, Арина, и в то что Вы осознаете свою ценность, полюбите себя, укрепите свою самооценку, научитесь говорить "нет" и обретете истинное счастье.
С уважением, Анна