Нежелание отмечать свой день рождения и чувство паники в этот день- норма или проблема, требующая решения?

Вопрос психологу:
Последние лет 5 у меня нет никакого желания отмечать свой день рождения. Точнее, даже не то, что отмечать желания нет, а есть желание, чтобы никто, кроме меня, не знал о том, что у меня сегодня день рождения. Хочется обычного буднего дня, без внимания, поздравлений, звонков и необходимости накрывать стол. 3 года подряд даже брала на работе отгулы, чтобы просто валяться дома, а не слушать поздравления от коллег (близкие при этом думали, что я на работе). За несколько дней до ДР чувствую плохое настроение, страх, груз ответственности, что придется всем улыбаться и весь день изображать прекрасное настроение, необходимость накрывать стол на работе. До 25 лет таких проблем не было, любила этот праздник, даже если не отмечала. В принципе знаю, что привело к тревожности и страху перед своим ДР.: 1. В школьные годы как-то раз мне поставили единицу прямо перед ДР и я очень боялась сказать об этом родителям, во время торжества с друзьями уходила в ванную и плакала. В итоге кто-то из подруг рассказал об этом маме и она не стала ругаться, но было четкое ощущение, что не ругает она меня только из-за праздника, а это как-то нечестно. 2. Лет в 20 решила отметить ДР вдвоем с подругой (был будний день и все работали), в итоге подруга начала знакомиться с парнями и приглашать их за наш стол, не обращая внимания не мое нежелание. ДР превратился в обычные посиделки, рассказывать незнакомым людям о том, что у меня праздник, не было никакого желания. 3. Однажды одна из моих подруг во время празднования не обращала на меня никакого внимания, разговаривала только о себе, даже толком не поздравила, а когда все разошлись по домам, зачем-то позвонила моей маме и начала ее красноречиво поздравлять с ДР дочери (то есть меня). Для меня этот жест был странен и непонятен, все же поздравляют обычно именинника. 4.На одной из работ поздравления с ДР проходили очень бурно- именинники под музыку выходили в центр зала, сотрудников в зале собиралось около 100 человек, в центр зала выходил руководитель и поздравлял своего подчиненного. Это было для меня настоящей пыткой, ибо быть в центре внимания такого количества людей я просто не хочу, это доставляет мне дискомфорт. Со временем начала пытаться увильнуть от такого помпезного поздравления и уйти на больничный перед своим ДР, появился страх не просто быть "поздравленной" при огромном количестве людей, но и просто при небольшом (даже поздравления "кучкой" коллег из 10-15 человек вызывают легкую панику и мандраж, хотелось просто поскорее "отстреляться"). Понимаю, что это не совсем нормально, но также понимаю, что никуда от этого не деться, сказать "я не отмечаю, не поздравляйте меня" будет невежливым. Также одна из причин, по которой я не люблю ДР- это то, что в этот день я очень чувствую лицемерие окружающих, все тебя вдруг резко любят, все улыбаются и стремятся сказать приятные слова, но уже на следующий день всё возвращается на круги своя. Я, как именинник, в свою очередь, тоже вынуждена лицемерить и весь день улыбаться, как будто не имею права быть уставшей, задумчивой, не выспавшейся, молчаливой, да просто человеком, который хочет тишины. Стоит ли что-то делать и пытаться решить эту проблему или всё же это норма в современных реалиях? Замечаю, что многие тоже говорят :"Я ненавижу свой ДР, не люблю отмечать и у меня плохое настроение", но потом вижу, что по поведению они абсолютно ничем не отличаются от остальных счастливых именинников и искренне наслаждаются этой суетой. Такое ощущение, что я одна такая дикая, не умеющая веселиться. Буду благодарна за мнение со стороны и совет. Если стоит над этим работать, то с чего начать?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Ольга! Нет,вы такая совсем не одна. Очень многие люди ощущают себя не очень хорошо во время своего главного праздника, в основном, потому что в этот особый для каждого человека день, всплывают его самые болезненные проблемы. Кто-то начинает остро ощущать одиночество, кто-то не умеет радоваться подаркам, кто-то вспоминает, что его якобы никто не любит, кто-то перебирает в голове не достигнутые цели и так далее. У всех свои больные места. Я понимаю, насколько неприятно было поведение обеих ваших подруг! Ведь это ваш праздник. Скорее всего, после такого опыта, вам стало казаться, что день рождения - день лицемерия, когда тебе вроде бы улыбаются, но это не по-настоящему. И тут стоит подумать о двух вещах: тех ли людей вы приглашаете? Был ли у вас позитивный опыт общения в день рождения? А также порассуждать: почему вы не остановили подругу, приглашающую парней? Ведь это был ВАШ праздник. И должны были быть ваши правила. И тут я предлагаю вам представить ваш идеальный день рождения. Нет, не так... идеальных вещей не бывает. Назовем это - ваш КОМФОРТНЫЙ день рождения. Кто там будет? 100 человек или 2? Может даже 1? Кто это будет? Где праздник будет проходить? Может даже где-нибудь вдали от городской суеты? Или на море? Какие места вам комфортны? Что вы будете делать там? Понимаете, вы не обязаны накрывать стол на сто человек и приглашать толпу. Это ваше право. Да, есть люди, не любящие суету и шум - интроверты. Вы можете даже отметить этот день в полном одиночестве. Устроить себе время заботы о себе в том виде, в каком вам нравится - шоппинг, спа, аттракционы и ещё что угодно. Или даже кофе с приятным фильмом,а вы под пледом. Почему нет? Тут зависит от того ЧЕГО ХОТИТЕ ВЫ. А другие люди... Как говорится в рекламе - пускай весь мир подождёт. Всех поблагодарите за поздравления и ура. Что касается лицемерия... Вы знаете, может быть. Может быть, оно есть. Особенно в коллективах, где насильно собирают средства всем подряд. Но знаете, это ведь тоже знак внимания. Да, может не такой,как вам хотелось, но люди старались. Готовились. Это ведь тоже жест. Поблагодарите. Искренне. И тут можно порассуждать - почему это так неприятно? Не было ли у вас некоего ощущения отвержения? Или обмана? Когда кто-то вам говорил, что любит, но это не ощущалось на самом деле? Ну а в целом, ещё раз говорю, имеете полное право праздновать так, как вам вздумается или не праздновать вовсе. Главное, чтобы вам было комфортно. С уважением, К.В.