Мёртвым грузом стоит то, как я бездарно тратила время. Что делать с нехваткой дофамина.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Дело в том, что я увлеклась одним занятием на протяжении 1,5-3 лет, и это давало мне огромное чувство удовольствие. Но постепенно пришло осознание всей бесполезности, и даже вреда этого занятие как психологический, так и физически.
Из за этого занятие, менялись мои эмоции.
Из за него я могла заплакать, а в некоторые моменты могла и резко побежать, если шла спокойным шагом.
Думаю, это занятие появилось после не очень "нормального" детства. Я во многом уверена в этом.
И теперь я хочу избавиться от этого.
Я решила не думать об этом занятии.
Сначала у меня получилось держаться немного. Потом в последующие дни стало немножко тяжелее. Я искала информацию про то, как быстро избавиться от этого, сама придумывал методы основываясь на чужих. Но ничего не помогала долго. Начало становится ещё тяжелей. А на спине мёртвым грузом стоит то, как я бездарно тратила время, то что это занятие не несёт в себе ни единой пользы, но все хотелось сдаться и просто поддаться всему этому снова. Но опять же в этом нету никакой пользы. Потом, перечитывая одну из статей о вреде этого занятие, я обратила внимание на дофамин. И после краткого изучение, я пришла к выводу что из-за моего занятие, у меня увеличилось дофамин. И отнюдь после прекращение этого занятие, он не пришёл в норму. И я теперь не знаю что делать. Сначала было мысль увеличить дофамин другими занятиями, позже пришла мысль о том, что так я только поспособствую "развитию" своего занятие. Теперь я не знаю что делать, и как избавляться от этого.
(Хотелось бы, что бы вы не спрашивали про то, как на самом деле называется это занятие.)
Автор вопроса: Азалия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Азалия, здравствуйте.
Для начала стоит выяснить - так ли вредно это занятие, как именно оно меняет Ваше состояние?
Ведь Вы ничего не писали о том, что Вам некомфортно. Наоборот, как Вы говорите, занятие способствует выработке дофамина - гормона, ответственного за удовольствие. Дофамин связан с чувством удовлетворения событиями или жизнью в целом, что, в свою очередь, напрямую влияет на чувство радости. Получается, если Ваше занятие приносит чувство удовлетворения, способствует выработке дофамина - в чем заключается его вред? Как вы определяете, что оно вредно?
Вместе с тем, Вы отмечаете, что выполнение данного занятия вызывает привыкание, даже навязчивость. И Вы стремитесь воспроизвести эти действия, чтобы получить желаемые эмоции.
Возможно, Вас как раз пугает именно зависимость от занятия, и стремление воспроизводить его снова и снова, чтобы получить удовольствие.
А далее, осознавая эту прямую зависимость, Вы отказываете себе в этом занятии, следовательно - лишаете себя удовольствия. Если уже возникло привыкание - это, естественно, сложно даётся, возникает "ломка" от отсутствия привычных ощущений.
Я думаю, наиболее подходящей в этом случае будет замена этого занятия на другие, более приемлемые для Вас, но вызывающие те же эмоции и состояния. Подумайте, чем бы можно было это занятие заменить?
Из вариантов, способствующих выработке дофамина, подходит: физическая активность (бег, плавание, силовые тренировки), питание теми продуктами, которые повышают выработку гормона, приятное времяпрепровождение (общение, музыка, фильмы, хобби). Все это помогает отвлечься от навязчивого выполнения занятия и помогает также обрести гармоничное состояние и позитивные эмоции, но уже другим путем, более приемлемым и полезным.
Хорошо помогают методики когнитивно-поведенческого направления в психологии и психотерапии, можете обратиться к специалисту, работающему в этом подходе.
Важно при этом понимать, что данная проблема решаема и хорошо поддаётся корректировке, если не пробовать справляться самостоятельно (вы уже пробовали, но не получается), а не стесняться обратиться к специалисту за профессиональной помощью.
С уважением, Федорова Е.А.
Телефон, Ватсап для онлайн-консультации: +79049884083