Тревога, неуверенность, ком в горле, злость и нерешительность.

Вопрос психологу:
Добрый день. Сегодня проснулась с непонятным чувством тревоги, начала думать о том, чтобы работать с психологом. Начала смотреть в интернете варианты разные и по мере поиска тревога только больше начала нарастать, подкрепляясь комком в горле. Не знаю с чем связано, но это постоянно тормозит начало работы с психологом. В целом я в принципе неуверенный человек, постоянно в тревоге. Замечаю, что тревожусь как будто больше остальных. На данный момент меня беспокоит моя неуверенность в себе. Неуверенность и тревога вообще идут всегда вместе. Чаще всего мне сложно принять какое-либо решение, но иногда (редко) бывает такое, что могу спонтанно принять какое-либо решение. Я уже начинала работу с психологом, было 3 сеанса, мне все нравилось, даже было какое-то приподнятое настроение после сеансов, но как-то случилось, что я прекратила и не ходила к психологу уже год. Тогда я приняла как раз спонтанное решение заниматься с психологом, основанное на высоком уровне тревоги, волнующей проблемы на тот момент. Несмотря на то, что я неуверенный в себе человек, но чувство злости и какой-то несправедливости может заглушить неуверенность в моменте и я могу принимать какие-то решения, которые в обычном состоянии скорее бы не приняла.
Автор вопроса: Таня Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Таня!
К сожалению, Вы не указали, что именно Вы ждёте от своего обращения к нам сейчас, ответ на какой вопрос. Я поняла, что Вас беспокоит тревога, неуверенность в себе, что Вы понимаете необходимость работы с психологом в этой ситуации и пока не удаётся этим заняться всерьез, но поскольку конкретного, чёткого вопроса к нам Вы не сформулировали, то мне остаётся только прокомментировать Ваше сообщение в целом. Не исключено, что при этом Вы можете и не получить ответа на вопрос, который побудил Вас написать нам на сайт.
Вы пишите, что у Вас тревога и неуверенность в себе, нерешительность идут все время вместе. Это довольно часто встречается. Тревога редко бывает одна, как правило, ее сопровождает еще несколько психологических проблем. В некоторых случаях сама тревога первична, тогда, поработав с тревогой, человек решает сразу несколько своих проблем. В других случаях - тревога сама по себе является следствием какой-то другой проблемы, поэтому начав работу с тревогой, приходится переключаться на то, что породило тревогу как таковую. По Вашему описанию сейчас довольно сложно однозначно сказать, что в Вашем случае первично: тревога, неуверенность в себе или еще что-то, с этим предстоит Вам еще разобраться, но проще это все сделать, работная со специалистом.
Конечно, тревога - одна из самых изнуряющих психологических проблем человека, лишающих его жизни. Кто-то живет с ней всю жизнь, избегая ситуаций, которые ее усиливают, кто-то - пытается не обращать на неё внимание, но она все равно постоянно напоминает о себе, а кто-то - принимает решение разобраться со своей тревогой и научиться справляться с ней без серьёзных лишений и ограничений в своей жизни. А Вы к какой категории себя относите? Работа с психологом над своей тревогой (которой, как правило, не один год) - непростая и небыстрая задача - за 2-3 встречи не решается, поэтому здесь потребуются и усилия от человека. И при этом у него ни один раз возникнет желание все бросить, пропустить встречу с психологом, не прилагать усилия во время встречи, не выполнять задания психолога между сеансами и пр. Так что Вы здесь совсем не одиноки - определённый страх и тревога перед работой с психологом встречается у большинства клиентов психолога. Что здесь можно сделать?
Прежде всего, надо сформировать свою мотивацию на работу с психологом и устранение тревоги. Выделите себе час времени, когда Вас никто и ничто не будет беспокоить, возьмите листок бумаги.
А) Выпишите все, чем Вам мешает тревога. Чего Вы лишаетесь благодаря тревоге? Может, она мешает Вам найти работу или создать отношения. Возможно, Вам приходится что-то постоянно перепроверять, тратить время и пр. Или из-за тревоги у Вас проблемы со здоровьем? Запишите все это на бумагу, не торопитесь, здесь важно учесть все и посмотреть на то, какую цену Вы платите за "уклонение от работы с психологом по поводу вашей тревоги".
Б) А теперь подумайте, что будет, если Вашу проблему не решать, если оставить все так, как есть. Что будет дальше? Через год? Через 5 лет, например? Готовы Вы к этому?
В) А что будет, если Вы разберетесь со своей тревогой? Как изменится Ваша жизнь? Что будет тогда? Попробуйте описать это максимально подробно.
Если Вы проделаете все описанное выше и ответите на все эти вопросы, то Вам будет яснее, что именно Вам даст работа с психологом. Конечно, это не устранит Ваше внутреннее сопротивление навсегда, но зато такое упражнение поможет лучше понять ценность работы с психологом, и каждый раз, когда снова захочется "не дойти" до психолога или прекратить работу, то я рекомендую Вам доставать свои записи и просматривать их снова и снова.
Когда мотивация сформирована, Вы дошли все-таки до психолога, то не бойтесь поделиться с ним на первой же встрече тем, что Вы уже начинали работу со специалистом, но прервались после третьего сеанса. В работе с психологом Вас двое, пусть специалист поможет Вам поддерживать мотивацию к совместной работе. Кроме того, придумайте для себя сами какое-нибудь поощрение за каждый сеанс работы с психологом, пусть у Вас будет дополнительный стимул поработать со специалистом. Например, может после каждого сеанса Вы будете делать себе небольшой подарок (посильный для Вас, он не должен разорить Вас, но должен быть достаточно желанным). Такие небольшие приемы помогают поддерживать мотивацию посещать сеансы с психологом, если Вы все же хотите решить свою проблему с тревогой.
Таня, надеюсь мои рекомендации помогут Вам начать работу с психологом и разобраться со своей тревогой и неуверенностью в себе.
С уважением,
Юлия