Как справиться и проработать обиду на отца из-за насилия в детстве?

Вопрос психологу:
Здравствуйте меня зовут Елена, мне 22 года . Последнее время начали беспокоить воспоминания о семье , которые вводят меня в тревожное состояние. В детстве не осознавая что такое интим (8-11лет) отец начал подвергать меня действиям сексуального характера . Я понимала что что-то не так , но маме не рассказывала . Отец редко проявлял обо мне заботу , и мне казалось что так он меня любит .Мои родители развелись когда мне было 14 лет , а моему брату 5. Мы по выходным приходили к отцу, младший брат засыпал с ним в одной кровати .Я уже тогда понимала что делал со мной отец но из-за младшего брата (который мог бы подвергаться такому же )я поделилась сначала с бабушкой ,а потом с мамой . На мое удивление я не увидела в глазах мамы сочувствия или понимания с кем она жила все эти годы , она вела себя так как будто я себе нафантазировала, но всё же мама сделала так что мой брат больше не общался с отцом после этого. С отцом я перестала общаться , после того как все об этом узнали, но мне поверила только бабушка до конца, остальным членам семьи было не понятно, почему же я так долго молчала и хочу оговорить отца .Папины родственники перестали со мной полностью общаться , как и отец. Во взрослой жизни я столкнулась с проблемами в отношения из-за неуважения , терпимости в свою сторону , меня просто не уважали и унижали .Сейчас я вышла из этих отношений , но переосмысливая всю жизнь ,я не знаю с чего начать ,как побороть низкую самооценку ,как принять что меня могут любить просто так и построить здоровые отношения .Мне важен ваш ответ .С уважение , Елена
Автор вопроса: Елена Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Елена!
Прошу прощения, что не ответила Вам сразу. Сказать по правде, я все это время думала, что же здесь можно порекомендовать. Дело в том, что сексуальное насилие со стороны отца и безразличие матери при этом - к сожалению, довольно частая ситуация, с которой обращаются к психологу, но очень деликатная и, на мой взгляд, как никакая другая проблема человека требует индивидуального подхода, строго специально для конкретного человека и его конкретного случая.
Родители, которые не готовы любить своего ребёнка и давать ему эту любовь, которые не готовы обеспечить ему надлежащую заботу, опору, защиту, сами по себе способствуют формированию низкой самооценки у своего ребенка, ощущению, что они чем-то плохи, они должны заслужить любовь, заботу и пр. Это все прежде всего проявление незрелости родителей, их безответственности, погружённость в свои проблемы и неспособности решить даже их (куда им тогда до детей), иногда недальновидности, и все это никак не характеризует ребенка, но, как правило, именно он страдает при этом гораздо больше взрослых и берет на себя в разы больше отвественности, чем его родители. Сексуальные действия родителей в отношении детей, замалчивание и игнорирование произошедшего, бездействие тех, кто знает об этом (а порой еще и обвинения ребенка, что он сам виноват) - все это следствие незрелости родителей, такое же, как формирующийся низкая самооценка ребенка, но все это еще больше снижает самооценку. Поэтому, когда приходит человек с подобной проблемой к психологу, всегда нужна довольно серьезная и комплексная работа: тут надо работать и с насилием непосредственно, и с отношениями с родителями самими по себе в целом (без учёта насилия там обычно еще огромное количество случаев, которые сильно ранили ребенка, принижали его достоинство, чувство собственной значимости и ценности, способствовали формированию подчиняющегося, соглашающегося со всем, терпящего неудобства и плохое отношение в свой адрес и т.п.), дополнительно специально подключать работу, направленную на восстановление самооценки. Конечно, в целом, сейчас для жизни Вам объективно нужна работа с самооценкой сейчас, но по моему опыту провести такую работу, не затрагивая негативный детский опыт, не удаётся, а вот именно это довольно сложно, очень эмоционально и тяжело для человека, поэтому здесь нужна помощь специалиста - самостоятельно через это пройти и сделать при этом правильные выводы, не застрять в тех переживаниях, чувствах и эмоциях, не провалиться в депрессию, самообвинения или обвинения родителей (которые реально в жизни сейчас не поднимут самооценку и не помогут найти адекватные отношения) без помощи психолога крайне сложно.
Для того, чтобы сказать, что надо делать, чтобы поднять самооценку, надо очень хорошо и подробно понимать, как сейчас себя чувствует человек, как и где проявляется его низкая самооценка, что вообще происходит у него в жизни, какие еще есть особенности характера, сложности в жизни и т.п., чтобы учесть все это, иначе просто я дам рекомендации, которые или будут слишком неподходящими (сложными, и Вы не сможете их выполнить, или чрезмерно простыми, потому не дадут желаемого результата).
Что важно понять сейчас, помнить всегда и напоминать себе об этом регулярно, особенно когда Вас склоняют к тому, что Вам не нравится, когда Вам говорят, что Вы чего-то недостойны и пр.?
Вы не виноваты в том, что происходило с Вами в детстве и подростковом возрасте в семье. Вы не виноваты в том, что родители так вели себя, не заботились, не уделяли внимания, были глухи к Вашим потребностям, переживаниям. Все, что происходило характеризует их, а не Вас. У вас, в отличии от них, никакого выбора не было, Ваше развитие было исключительно в силу возраста ниже, чем их, Вы не могли все понять и адекватно оценить, а они могли, но не делали этого.
Вы не обязаны заслуживать чьё-либо расположение, хорошее отношение, особенно это касается Ваших близких или тех, кто на это претендует.
Ваша низкая самооценка сейчас - следствие того, что происходило с вами в семье. При такой детской ситуации вырасти с нормальной самооценкой невозможно, кто бы что Вам ни говорил. Поэтому вы не виноваты в том, что есть сейчас. Но ситуацию можно изменить при желании и приложении усилий (правда, немалых усилиях). Поэтому если за это взяться, поработать над собой, то уже само это будет способствовать поднятию самооценки.
Возможно, Вы это и так знаете и понимаете, но важно это именно повторять себе в сложных ситуациях, когда Вы чувствуете проявление своей низкой самооценки, эти мысли должны преобладать там и побеждать там.
Вообще самооценка иногда специалисты говорят, что самооценка - это довольно поверхностная вещь, складывающая из отношения к человеку других людей, своего отношения к себе и опознаваниях своих достижений и результатов в жизни. Отношение других людей к нам так просто не поменять, а вот своё отношение поменять можно. И тут как раз важно именно осознавать, на что человек способен, что он может, что он сделал (его достижения и результаты). Вы несмотря на свой относительно небольшой возраст смогли самостоятельно разобраться в том, откуда Ваша проблема, приняли решение, что с ней надо работать, обратились к психологу за советов, в подростковом возрасте смогли понять, что Ваш отец делает что-то несоответствующее для отца, нашли силы сказать это взрослым, справились с их равнодушием, в целом понимая, что это не Ваша вина, увидели всю неадекватность и безответственность их реакций и т.д., это говорит о том, что Вы очень сильный и глубоко мыслящий человек. Такие люди очень многого добиваются в жизни, и наверняка, Вы уже много сделали того, за что Вас стоит ценить и уважать. Выделите себе время час-два. Возьмите листок бумаги и выпишите все то, что Вам удалось сделать в жизни, чего Вы уже смогли добиться. Здесь важно абсолютно все Ваши достижения, даже если Вам самой они кажутся незначительными, или другие тоже это делали (в любом случае, даже школу могут закончить не все, поэтому закончить школу - это тоже достижение, хоть и оно есть у многих), не занижайте и не обесценивайте то, что Вы сделали. Когда закончите выписывать, не выбрасывайте список. Походите и еще в течение месяца подумайте над своими достижениями, дописывайте то, что будет приходить еще. Раз в неделю просто доставайте этот список и перечитывайте. Просто перечитывайте, убирайте до следующего раза, когда надо будет что-то вписать или придёт время снова его прочитать через неделю. Это очень банальный совет для самостоятельной работы с самооценкой, и он, конечно, не решит всю проблему целиком и не заменит полноценной работы с психологом, но, не видя Вас и не зная других сторон Вашей жизни сейчас, я не готова дать более подробные рекомендации по тем причинам, которые я описала Выше.
Елена, надеюсь, что мой ответ будет для Вас полезным, хотя я прекрасно понимаю, что он далеко не решит Вашу проблему сейчас. Желаю Вам всего самого доброго и увидеть результаты по изменению своей самооценки как можно быстрее.
С уважением,
Юлия