Прокрастинация, постоянное пережёвывание мыслей.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток, желаю всем читавшим хорошего дня. Я Катя, мне 21. Проблема, с которой я столкнулась, думаю, для многих актуальная, и для меня тоже. Если вкратце: я много думаю и ничего не делаю. Но напишу поподробнее. Я постоянно прокрастинирую. Определяю я это как прокрастинацию потому, что стыжу себя за это. Зачастую весь мой день проходит так: я лежу, думаю о чём-то, возможно фантазирую, думаю о том что надо начать делать какие-то дела, кушаю (обычно-много кушаю, но тк я уже задалась этим вопросом, сейчас хотя бы слежу за калоражем), смотрю какие-то видосики на ютубе, или играю во что-нибудь, или общаюсь с кем-нибудь в соцсетях, или (это вечером обычно), иду в какую-нибудь комнату в общежитии к друзьям и с ними разговариваю. Не хожу на пары, потому что не сделала домашку, и всё по кругу, из которого непонятно как выбираться. И очень, очень много думаю впустую. Пережёвываю какие-то мысли, иногда доходит до каких-то "инсайтов", и думаю что сейчас как начну всё делать, но, конечно же, не делаю. В этот момент во мне борются две крайности: я играю в пожалейку сама с собой, но останавливаюсь и говорю сама себе, что не стоит себя жалеть, ведь ответственность за всё, что происходит в моей жизни, только на мне, и потом начинается самобичевание. Наверное, я это вижу как две стороны одной медали: что пожалейка, что самобичевание, ни к чему не приводят. И эта мыслительная жвачка просто не даёт мне нормально жить и существовать. Да, безответственность тотальнейшая. Я возможно не обратилась бы, если бы эта проблема не имела, можно сказать, хронический характер. Я знаю, что большинство людей прокрастинирует время от времени, но чтобы настолько... Такого я не встречала. Я буквально Обломов, и от того не легче.
Наверное, главный вопрос, который меня волнует и на который я бы хотела услышать именно мнение специалиста: стоит ли мне обращаться к психологу (на очные консультации), или я действительно просто ною? Ведь психолог не даёт решение какой-то проблемы и не советует как поступить, а именно помогает. И при выборе психолога я чувствую, что снова будто ухожу от ответственности, и пытаюсь сделать так чтобы эту проблему за меня кто-то решил, и мне невыносимо стыдно от этого... Снова жалость, снова самобичевание, снова попытка взять себя в руки, снова прокрастинация, а действий никаких. И все говорят "Просто бери и делай", и я думаю "да, действительно", но в итоге ничего не делаю. Спасибо вам за прочтение.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Екатерина! Вы описываете свой день, заполненный, по вашему мнению, прокрастинацией, следующим образом: "Я лежу, думаю о чем-то, кушаю, смотрю что-то или играю во что-то, общаюсь с друзьями." Могу вам честно признаться, что примерно также проходят и мои выходные, которые я прокрастинацией не считаю, а считаю типичным отдыхом интроверта. Действительно ли думать о чем-то и общаться с друзьями, получать удовольствие от игры или еды - такой уж большой грех, как вы описываете? Или все же человек имеет на это право? Право на приятное время для себя? Другой вопрос, что вы пропускаете университет. То есть, получается, ваша проблема не в ваших занятиях целыми днями, а в том, что вы, по какой-то причине, где-то там, глубоко внутри себя НЕ ХОТИТЕ ходить в университет. И вот это главный вопрос: какой конфликт скрывается внутри вас? Желанная ли специальность? Сложно ли дается учеба? Сами ли вы выбирали университет? Что там не нравится? ПОЧЕМУ вы пропускаете пары, не учитесь? Причину знаете только вы. И вот тут-то и находятся пятьсот дел, которые отвлекают вас от нежеланного занятия. "Не хожу на пары, потому что не сделала домашку... " - ну вы ведь сами понимаете, что это отговорка. Как говорится, кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины. Лень - это не качество, которые вы можете убрать путем самобичевания и жалости. Лень - сигнал, что где-то внутри вас возник внутренний конфликт. И пока вы не решите его, ничего не изменится. Проблема не в том, что вы много времени тратите на ерунду. Все люди иногда это делают. Проблема в том, что вы не знаете чего хотите по-настоящему. И тут важно уметь договариваться уже внутри себя. Тяжело договориться с другими людьми, но порой люди не умеют этого сделать и сами с собой. И тут вам важно понять свои жизненные принципы. Чего вы на самом деле хотите? (Учиться? Работать? Если учиться, то где? Сколько сил в это вкладывать? Может, лучше перевестись на заочку, к примеру?) Чем готовы жертвовать? (Да, иногда приходится делать то, что не нравится. Или тратить свое время на домашку. Или ходить на пары.) Чем НЕ готовы жертвовать? (Иногда человек настолько что-то не принимает, что легче это сменить, так как оно ему не подходит). Вопросов много. Не гнобите себя. Учитесь себя понимать. И договариваться с собой.
Вы пишете про психолога... Психолог может только дорогу указать. А вот идти придется самой. Обратиться за помощью - не стыдно. Ведь проблему вы будете решать сами. Вы можете попробовать также как раз в минуты прокрастинации покопаться в прошлом. Нет ли такого, что вас выучили в семье некоему бессилию? Будто бы вы ничего не можете? И за это вы, по аналогии, с родителями, вероятно себя стыдите. Но ведь вы ничего не потеряете, если сделаете попытку изменить свое восприятие? А вы уже сделали первый шаг - написали сюда. Вам нужно сменить фокус с мыслей на действия. Вспомнить свои эффективные действия в течение всей жизни и подкрепить ими убежденность в возможности изменений. С уважением, К.В.