Как выйти из состояния полного опустошения.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Елизавета. Мне 24 года. У меня две проблемы. Первая заключается в следующем. На протяжении всей своей жизни я чувствовала себя пустым местом.
Выросла в нездоровой среде. Постоянно унижали. Заставляли чувствовать себя ущербной. На сегодняшний день чувствую себя полным ничтожеством. Уровень ненависти к себе достиг предела. Истязала себя. У меня никогда не было отношений. Я не умею общаться с мужчинами. Даже смотреть в глаза. Постоянно ужасные ощущения. Как будто на меня смотрят с отвращением. Даже среди знакомых постоянно чувствую себя неловко. Очень трудно находиться среди людей. На улице, на работе. В общ. местах. Очень переживаю что до сих пор невинна. ВОпрос. Как побороть в себе этот комплекс и наконец стать полноценной и счастливой девушкой?. Вторая проблема заключается в том, что я в принципе не хочу жить. Даже когда был положительный период в жизни. Куча интересов и занятий. Я все равно никогда не чувствовала ощущение радости. Я просто не способна получать удовольствие. Не видела смысла в жизни. На сегодняшний день просто не хочется выходить из комнаты. Курс антидепрессантов прошёл неудачно. Стало хуже. Можно ли данную проблему хоть немного улучшить?
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Чепелев Никита Сергеевич.
Здравствуйте, Елизавета!
Мне очень жаль, что Вам пришлось испытывать такое отношения к себе. Ненависть и отвращение развиваются со временем, и чтобы это преодолеть так же понадобится время. Поэтому наберитесь терпения, и с отношением к себе, и с ощущением счастья можно и нужно работать, и вы обязательно сможете все это улучшить.
Если у Вас есть возможность, то я рекомендую Вам терапию. Чтобы был человек, который помогал Вам осознавать, что с Вами происходит, происходило, и чтобы он Вас поддерживал на протяжении всего пути.
Ненависть к себе может быть вызвана травмами, как Вы описывали, нереалистичными ожиданиями, завышенными, такими, которые невозможно выполнить или перфекционизмом. Попытками всех удовлетворить и быть хорошим для всех. Каждый раз, когда Вам не удается соответствовать ожиданиям будет приводить к ощущению пустого места.
Что с этим можно сделать?
1)Приручить внутреннего критика. Первое что надо будет научиться делать это замечать, когда вы начинаете себя критиковать и прекращать это, просто останавливаться. Механически, никаких волшебных техник. Просто остановиться.
2)Осознание того, что Ваши ощущения и чувства-это не всегда реальность. Кто-то мог научить Вас оценивать себя и это лишь один из миллиона способов оценить и Вас и ситуацию. При разной оценке Вы будете испытывать разные чувства.
Когда Вы начинаете испытывать к себе ненависть, нужно попытаться выяснить причину и попробовать оценить ее справедливость. Попробовать понять, а Ваша ли это оценка. Может быть вы вспомните, как тоже самое, что вы говорите себе сейчас, кто-то говорил Вам раньше. А можно ли взглянуть на ситуацию по-другому? Точно можно! И Пробовать! В первые разы будет некомфортно и не уютно, потому что какими бы ни были неприятными эти оценки они привычны, а новые нет.
3)Найти в себе положительные качества. Это может оказаться непростой задачей, но в ней Вам могут помочь Ваши знакомые или друзья, со стороны всегда проще увидеть. Выпишите их себе в заметки на телефоне и вспоминайте их время от времени, хорошо уложить их в памяти. Это сделает Ваше представление о себе более полным, а не сфокусированным лишь на тех аспектах, которые Вы считаете негативными.
4)Практикуйте принятие себя и прощение себя. Если у Вас будет приступ неприятия, или ненависти, после того как Вы это отследите и поймете причину, попробуйте не ругать себя за проступок, а поддержать, пожалеть. Это поначалу будет очень непривычно и непросто, но это очень важно. Попробуйте вспомнить как Вы кого-то жалели и поддерживали или кто-то жалел и поддерживал Вас, и сделайте это по отношению к себе. С каждым разом это будет даваться проще и проще.
Когда Вы сможете проработать Ваше отношение к себе, Вам станет намного проще находится просто с другими людьми, а также строить романтические отношения. Без проработки, сфокусировавшись на самокритике и негативных ощущениях, тяжело находиться рядом, как Вы говорите, даже со знакомыми, потому что они создают лишнюю причину задуматься о себе в негативном ключе. Когда это пройдет Вас не будет это тревожить, Вы сможете сфокусироваться на общении и на приятном времяпрепровождении.
Про ощущение счастья.
Все так же рекомендую терапию, она точно сможет Вам помочь. И по поводу курса антидепрессантов. Если курс не оказывает должного эффекта, то врач должен скорректировать его, назначить другой препарат, или скорректировать дозировку.
Есть несколько причин, которые могут приводить к отсутствию ощущения счастья:
Постоянное сравнение себя с окружающими. Причем как правило сравнение идет только с теми, кто как Вам кажется, находится в лучшем положении чем Вы, и почти никогда с теми, кому приходится хуже. Если такая привычка у Вас есть, то она постоянно будет отнимать у Вас ощущения счастья, потому что всегда можно найти того, кто в чем-то или в каком-то аспекте, успешнее или лучше. Здесь стоит научиться отслеживать эти моменты и попробовать посмотреть на другой спектр.
Не способность увидеть свое участие в конфликтных или неприятных ситуациях. Такая неспособность дает ощущение, что виноват всегда кто-то во вне, и что от Вас ничего не зависит. Очень сложно почувствовать себя счастливым, когда не ощущаешь определенную степень контроля над своей жизнью.
Препятствие принятию. Практика принятия позволяет быстрее выходить из дискомфортных, неприятных ситуаций и двигаться дальше. Если принятие не происходит, то может происходить «застревание» в этих моментах, которое не способствует ощущению счастья. Вы можете фиксироваться на негативных ощущениях, на вопросах «Почему это со мной происходит?». Научитесь принимать их как нечто уже произошедшее и больше фокусироваться на вопросах: «Что я могу сделать, чтобы улучшить эту ситуацию?» или «Что я могу сделать, чтобы почувствовать себя лучше?», «К кому я могу обратиться за помощью?»
Постоянное отвлечение на гаджет и соц. сети может вести к снижению ощущения счастья здесь и сейчас. Есть исследование, которое показывает, что злоупотребление гаджетами ведет к снижению уровня тревожности, однако при этом и к снижению продуктивности, и даже истощению. Также это может сделать все остальные виды деятельности скучными и не заслуживающими внимания, бессмысленными, не приносящими удовольствия и счастья. Может помочь так называемый дофаминовый детокс. Постепенное снижение пользования гаджетом нормализует восприятие и самые обычные вещи, такие как небольшая прогулка на природе, чтение книги может опять доставлять удовольствие.
Если у Вас нет возможности посещать психолога, то старайтесь, понемногу читать про Ваши трудности. В интернете очень много полезной информации, а я, к сожалению, в рамках одного ответа не могу изложить даже десятую часть от нее.
Всего хорошего Вам, Елизавета! Уверен, что у Вас все получится. Успехов!