Близкие называют меня ёжиком. Не понимаю, как должна себя вести.

Вопрос психологу:
Добрый день. Долгое время были проблемы с любовью к себе, личными границами, постановки себя как личности. Сейчас вроде бы все лучше, но очень сложно нахожу общий язык с людьми. Остро реагирую на любые попытки относиться ко мне оскорбительно(отсутствие субординации , уважения к сотрудникам у начальства на работе), или даже пытаться переубедить в вопросах личного понимания жизни(друзья/семья) Не могу понять разницу между "прислушиваться к чужому мнению" и "отстаивать свое мнение и свои границы". Когда вопрос касается мышления, мировоззрения и ощущений долго училась прислушиваться к себе и теперь если меня пытаются переубедить, я встаю на защиту своего права видеть и чувствовать ситуацию так, как вижу ее я. За что на меня часто срываются близкие говоря: "Ты как ёжик колючий. Сразу защищаешься. Заползаешь в свою коробку, ставишь стены и не хочешь слышать. А мы помочь хотим". А я искренне не понимаю в чём помочь? Это вопросы философского характера и взгляда на мир. Моего ощущения, моего видения. И в них нет ничего плохого. Почему я должна согласиться с тем, что я не права, если я так чувствую? Вопросы не критичные, не делающие с меня психа. В диалоге с близкими никогда не проявляю неуважения, всегда оставляю за ними право видеть мир их глазами, выслушиваю , не говорю что они не правы, не повышаю голос, не обвиняю, не критикую. Просто выслушиваю, говорю что понимаю и говорю как я это вижу. Не прошу принимать мою точку зрения, говорю что понимаю, уважаю их взгляды. И натыкаюсь в итоге на скандал, повышенный тон, злобу и вердикт что я колючая и я должна признать правильным их мнение . И если нет, то я закрывшийся от мира ёжик который не даёт себе помочь. В силу долгого общения, я знаю жизни и проблемы этих людей и вижу как они руководствуясь своим опытом пытаются убедить меня. Но у меня другой опыт и другое мнение. И когда мне говорят "я знаю что тебя это задело. Почему ты не можешь просто признаться в этом? ты всегда замалчиваешь и закрываешься. Я тебя понимаю, меня б это тоже обидело" и в итоге скандал что я не признаю. А я действительно не обиделась. Меня это не задело. Ситуация не была проблемой до тех пор, пока меня не попытались переубедить в моих же чувствах, смотря на ситуацию со своей точки зрения. В итоге психи, крики и "признай же что ты не права наконец". Но вы что с ума сошли? Почему я должна делать вид что меня задело, если я действительно ничего негативного не чувствовала. Беспокоит не понимание где эта грань , между иметь свое мнение и отстаивать его, и прислушиваться к людям, соглашаться в пользу чужого мнения. И такие ситуации сплошь и рядом за последние несколько месяцев. Раньше никто из семьи не лез и не трогал меня. За 3 года отношений ни разу не было проблем с восприятием и непониманием. А тут ощущение что решили поиграть в психологов. И я не понимаю прислушаться или отстаивать дальше свое мнение. Иногда уже сомневаюсь в своем восприятии. Может действительно помочь хотят, а я закрылась. Снова пришла неуверенность. Получилась наверное каша какая то.
Не могу разобраться в чувствах. В разных жизненных ситуациях ,принимая решения или реагируя на других людей, не могу определиться в сути своих решений. Поступаю я как меня научили, как принято обществом или все же как я чувствую. Со стороны я стараюсь быть рассудительной , понимающей, принимающей других. В спорных не приятных ситуациях стараюсь подойти к человеку, спросить что он имел ввиду, услышать его сторону, понять что он этим хотел сказать/сделать, какие чувства это вызвало, с какими побуждениями он сделал то или иное. И зачастую после такого разговора проблема уходит и приходит понимание что меня не хотели обидеть, задеть, что для человека это значит не то, что я подумала. И споры, вопросы ,разборки исчезают сами по себе. Но при этом иногда появляется ощущение что я делаю так потому, что так надо делать. Что я не говорю о своих чувствах при этом. Что это не правильно. Что в этих попытках понять другую сторону, я разучилась понимать свои настоящие чувства. Потому что когда мне неприятно или больно, я прихожу, слушаю, понимаю умом что человек не пытался сделать плохо, что это мое восприятие болезненно реагирует. Что это моя проблема с которой мне нужно разбираться. И вместо "мне обидно", встаёт "над этим надо работать. Они другие люди. Ты поговорила, узнала что человек хотел сказать/сделать, проблемы то нет. А ты себе надумала невесть чего". И в итоге я уже не понимаю что я чувствую. Делаю я так потому ,что должна и научена, или потому ,что хочу. Да я хочу мира и спокойствия в семье и с окружением. Понимать их и что б они знали что их тут не осудят ,поймут и примут. Что мы можем сесть и поговорить, а не обвинять друг друга закрывшись в своих обидах. Но теперь ощущение что я действуя в угоду другим, забыла про свои чувства.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Шпакова Наталья Петровна.
Виктория здравствуй. Прошу прощения, что долго не отвечала. То, о чем ты пишешь, как ты работаешь над собой - это все здорово. В первую очередь для тебя, для твоего внутреннего мира и конечно же для окружающих. Ты пишешь, что умеешь вставать на сторону другого человека и понимая, что он имел ввиду автоматически прощаешь его. Это не значит, что ты не понимаешь своих чувств или подавляешь их, скорее всего они трансформируются. Наши эмоции появляются в ответ на мысли, а если у тебя мысли и отношение человеку изменились, то соответственно и эмоции меняются. По поводу того, что люди на тебя наговаривают то, что ты как. говоришь, при этом не испытываешь. Так это тогда про проекции. Проекция - это когда то, что есть в нас, мы видим в другом человеке, а в себе не принимаем или отрицаем Ты пишешь, что занимаешься саморазвитием, соответственно меняешься. Окружающие привыкли видеть тебя другой, и возможно они сознательно или бессознательно хотят спровоцировать тебя на эмоции и показать, что ты не поменялась, раз реагируешь так и конечно, ты начинаешь в себе сомневаться. Возможно в тебе еще есть много слепых пятен, которые в себе не осознаешь, а транслируешь что ты уже спокойная, проработанная, а они специально нажимают на твои болезненные кнопки, чтоб показать, что ты не видишь еще в себе. Есть такая модель личностного роста "Окно Джохари". Если интересно, почитай. Там как раз пишется о слепых пятнах. А по поводу того, что про тебя говорят, что ты защищаешься, здесь можно сказать немного о структуре личности. Так как я являюсь психоаналитиком, то в психоанализе ядро личности описывается как состоящее из трех частей. Самая сердцевина нашего "Я" - это уязвимое "Я", оно есть у всех. Все люди уязвимы. Затем над ним надстраивается "защищающее Я", которое создает разные стратегии реагирования, лишь бы не коснулись его уязвимости. Это защитные механизмы психики. Тоже очень интересно, в интернете полно информации в свободном доступе. И как раз из этой части ты и реагируешь на близких возможно, не осознавая, правильно или нет. Почитай про защитные механизмы психики, может станет тебе немного понятней. И третья часть нашего "я" - это справляющееся "Я". Это уже те модели поведения, Которые мы выбираем, чтоб чувствовать себя "ок". Это такие ведущие модели как: "будь совершенным", " радуй других", старайся", " много работай", " будь сильным", "спеши". У каждого человека свой стиль поведения, обычно у людей все эти драйверы есть, но в разных сочетаниях и заострениях. И если какая то ситуация начинает угрожать падению нашей самооценки, то мы пытаемся как то изменить свое поведение чтоб самооценка не ушла в минус. И тут подключаются наши копинг стратегии. Поэтому попробуй понаблюдать за окружающими, как они защищают свое "я". Всегда в других легче увидеть минусы, чем в себе. И когда заметишь, начни наблюдать за собой, есть ли такое в тебе. Удачи. Если информация была полезна, буду рада отзыву.