Как научиться поддерживать себя в стрессовых ситуациях?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. С детства я была стеснительной и слишком доверчивой. При гостях молчала и вообще старалась не выходить из комнаты. Часто от взрослых (гости, соседи, приятели или друзья родителей) слышала вопрос "что, язык проглотила? ". В песочницу ходила играть только с братом или сестрой(они чуть старше меня). В школу ходить было ежедневным адом, при том, что родители ждали от меня хороших отметок в то время, как я не могла нормально даже общаться со сверстниками, точнее- я с ними вообще не общалась, боялась, что скажу глупость, покажусь наивной и меня захотят обмануть, использовать. С учителями говорить было легче и безопаснее, как мне казалось. Иногда рассказывала им чуть больше, чем нужно, как мне сейчас кажется. В средних классах у меня была одна подруга из всего класса, с остальными вела себя свысока, это было просто удобной позицией, так как никто не лез, так как считали меня высокомерной занудой, к тому же училась я лучше большей части класса. Сейчас мне 31, у меня есть высшее образование, работа. Общаться приходится с людьми каждый день и это просто ужас. Домой прихожу морально опустошённой. В голове заседают фразы, интонации, голос, взгляд, проблемы большей части людей за день. В процессе рабочего дня ощущаю себя ребёнком, к которому почему то приходят взрослые дяденьки и тётеньки и ждут решения своей проблемы. Хотя это я смотрю на них как на взрослых. Получилось длинное предисловие. Теперь хочу сменить место работы, так как здесь навешивают каждый раз кучу дополнительных обязанностей. Отчасти это я оправдываю своим неумением отстоять границы, отказать. Хочу пойти на собеседование в конкретное место, но каждый день откладываю, находя пустяковый повод, так как боюсь почувствовать снова этот ужасный стресс. Как выход - научиться себя поддерживать самостоятельно. Только вот как это можно сделать? Может есть какие то способы? Благодарю за ответ.
Автор вопроса: Елена Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Елена.
Вообще, разговор точно не для формата письма-ответа Это тема полноценной индивидуальной консультации с психологом. А может быть, и не одной консультации... Вот несколько лайфхаков для поддержания своего ресурса, своей жизнеспособности и ощущения полноценности, которые будут Вам полезны на практическом уровне. Только их надо врабатывать, тренировать и срочно внедрять в жизнь.
Самый первый и самый главный - это про Ваши границы. Отстаивать границы, а вернее даже чувствовать и соблюдать границы (свои собственные и чужие), - один из самых актуальных социально востребованных личностных навыков в наше неспокойное время! Так вот! Для начала надо отработать умение говорить "НЕТ"! Простое односложное и однозначное "нет"! Попробуйте поработать перед зеркалом: встаньте прямо, глядите себе чётко в глаза, приведите правую руку к правому плечу открытой ладонью и вместе с решительным жестом (как-будто Вы отталкиваете что-то или кого-то от себя, на уровне плеча) говорите громко "НЕТ".
Повторяйте это упражнение много раз, повторяйте, используя правую и левую руку, повторяйте без жеста, но представляя себе это решительное и понятное движение! Повторяйте, повторяйте, повторяйте...
Вот это расстояние вытянутой руки и будет считаться условно Вашей личной границей. Нарисуйте контур своего тела. И нарисуйте ту самую границу "вытянутой руки". Чётко запомните и отложите это в своём сознании. на уровне картинки.
Момент номер два - ваше собственное чёткое понимание своих обязанностей, задач и т.д. Если Вы чётко знаете, скажем, свои должностные инструкции, то Вы всегда можете настаивать и напоминать о том, что у Вас есть своя, чётко ограниченная зона ответственности! И Вы никому не позволите эту зону нарушать. А уж если позволите, то за отдельную плату.
Но и тут надо понимать, что всё хорошее начинается с умения говорить "НЕТ"! Не с "Да", Елена, а с "НЕТ"! Поработайте над визуализацией своих границ. Представьте себя в чешуе, броне, капсуле. Где начинаются и заканчиваются эти границы? Насколько они плотные и однородные? Границы диффузны. Они могут расширяться и сужаться до максимума. Как Вы сами захотите! Но границы обязательно должны быть! Поработайте!
И Вам всё-таки надо на личную консультацию. Уж больно много всего серьёзно и в прошлом, и в настоящем!
Спасибо за доверие! А. Журавлёв