Почему люди не понимают меня или я не понимаю их?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня серьезная проблема, это отношение с коллегами, с начальством, с друзьями. Особенно это связано и в работе. Когда я учусь делать новую работу, и если делаю ошибки, или забываю, и когда меня ругает там работник или начальство, у меня начинают руки трястись, и я в таком состоянии, происходит сильное волнение, переживание, обида, и эта вещь она очень мне мешает двигаться дальше по работе, не останавливаться на одном месте, и чувствую себя я как то неловко с окружающими коллегами, это только когда сильно ругают на работе, и иногда мне это не нравится, когда кто то на меня дает жалобу, или ругают, еще бывает такое что когда делаю работу, и когда рядом или начальство, или управляющий, я бываю в растерянности, насчет этого могу сделать еще хуже работу, от переживания, волнения, как бы не сделать ошибки, чтобы не поругали. И из-за этих вещей, я не удерживаюсь и ухожу с работы. Нахожу другую работу. Есть еще другие моменты важные я воспринимаю близко к сердцу, когда меня не понимают, или когда идет ссора спор между собой, и почему-то я воспринимаю людей не как за чужих, а как за близких, это и в работе и с друзьями и везде, где я бываю. И мне не нравится когда люди не относятся со мной так как я отношусь. Например человек у меня взял в долг деньги, и на этом он смывается, нет чтобы позвонить спросить или помочь чем нибудь, так как я помог другу там или знакомому, иногда кажется что люди стали жестокими, и противными. Лишь бы себе было хорошо, о других не подумают. Подскажите что все это связано, и это поправимо?
Автор вопроса: Мамма Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Мамма!
Понимаю, что Вам сложно. Давайте обсудим причины такой ситуации.
Когда человек рождается, он появляется на свет с врожденными характеристиками нервной системы и генетическими предрасположенностями. Кто-то рождается активным с крепкой нервной системой, кто-то медлительным и с повышенной тревожностью, кто-то очень сентиментальный и даже плаксивый, кто-то эмоционально непробиваем и устойчив к нервным потрясениям. Эти качества ребенок не выбирает. Он с ними рождается. Характеристика базовой нервной системы не может быть плохой или хорошей. Она у каждого человека именно такая какая есть.
Позднее ребенка начинают воспитывать в семье, в детском саду, в школе, может даже в институте и в армии. Формируются собственные жизненные ценности, которые во многом связаны с родительскими установками. Далее молодой человек приобретает свой собственный жизненный опыт и самостоятельно вырабатывает модели поведения в разных ситуациях. Постепенно формируются характер и индивидуальные черты личности. Вот эти качества уже зависят от самого человека.
Если человек пугливый и нерешительный, он может за счет силы воли и серьезной мотивации выработать в себе настойчивость и целеустремленность. Возможно для развития нужных качеств подростку следует записаться, например, в спортивную секцию.
Или наоборот. Если человек много суетится и сам себя накручивает, можно научиться останавливать внутренний диалог (применять правило «Стоп»), можно заняться техниками саморегуляции (дыхательные практики, медитации, рисование и др.).
Другими словами, подросток или взрослый человек в состоянии оценить каких качеств ему не хватает и начать работать над собой. И в этот момент родительские установки уходят на второй план. Человек творит себя и свою судьбу сам.
В природе есть три основные стратегии действий в стрессовых ситуациях: Бей! Беги! Замри! Вы легко вспомните как ведут себя разные представители животного мира и как используют вышеназванные стратегии (кто-то нападает и агрессирует, кто-то сливается с окружающей средой или даже прикидывается трупиком, а кто-то быстро ретируется и максимально избегает конфликтных и опасных ситуаций). Согласитесь, очень похоже также и на человеческие модели поведения. Только принципиальная разница в том, что животными руководят инстинкты, а человек имеет разум и волю.
Если Вы раньше чаще применяли стратегию «Беги» или «Замри», то теперь возможно Вы чувствуете в себе силы или чувствуете потребность поменять стратегию на более активную и решительную (не обязательно для этого надо кого-то бить или на кого-то нападать). Можно просто начать более активно заявлять о себе, быть готовым к изменениям, к противостоянию, к развитию.
Итак, что конкретно нужно делать?
Первое, нужно определиться – а что именно я хочу?
Поменять работу? Почему? Потому что меня поругали? Или потому что эта работа мне не интересна, не достаточно платят, нет перспектив или есть другие причины? Если не эта работа, то какая?
Давайте честно! Если на работе есть начальство, оно, конечно, будет контролировать и возможно даже ругать своих сотрудников. Тогда что?
Либо придется научиться справляться со стрессом в присутствии начальства (повышать мастерство, лучше готовиться, дополнительно изучать необходимую информацию и пр.). Либо можно искать работу, где нет начальства вообще? Где Вы сам себе начальник. Может о какой-то определённой деятельности Вы мечтали в детстве? Может работать с животными? Или быть свободным фотографом? Или мастерить в собственной мастерской? Достаточно позволить себе помечтать об идеальной работе и понять, что для этого нужно сделать?
Второе. Нужно научиться ценить себя и защищать свои границы. Вы уже сформировавшаяся личность! Вы по праву рождения пришли в этот мир для открытий и свершений! Вы автор своей жизни! Не нравится быть неуверенным? Найдите способы как стать более уверенным (займитесь спортом, пройдите тренинг по повышению самооценки, почитайте соответствующие мотивирующие книги).
Не позволяйте себя использовать! Не возвращают долг? Требуйте! Это Ваше право! Кто-то неуважительно высказался в Ваш адрес или ущемляет Ваши интересы? Твердо обозначьте, что Вы НЕ ПОЗВОЛЯЕТЕ так к себе относиться. Охраняйте свои границы!
Конечно, сказать легче, чем сделать. Но именно так и закаляется мужской характер. Усилия и настойчивость помогают добиваться крутых результатов и серьезного сдвига в судьбе.
И самое главное помните – Вы автор своей жизни. Вы решаете, где работать, как выстраивать отношения с окружающими людьми, какие качества в себе развивать.
Что касается жестокости и эгоизма других людей, то к сожалению действительно таких людей, много. Но это их выбор. По большому счету мы не можем влиять на них. Сократите до минимума общение с такими людьми. Вам не обязательно понимать их. Как и Вам не требуется, чтобы они понимали Вас. Ищите единомышленников и подходящих по духу людей, общайтесь с теми, кто Вас вдохновляет и с кем Вам хочется развиваться и двигаться к новым свершениям!
P.S. Рекомендую посмотреть фильм с Джимом Керри «Всегда говори ДА!».
И рекомендую записаться на прием к психологу. Несколько занятий со специалистом помогут Вам разобраться с внутренней самооценкой, выстроить личные границы и более качественно и свободно коммуницировать с разными людьми.