Как перестать постоянно зажиматься и тревожиться, находясь среди людей в обществе?

Вопрос психологу:
Добрый день. Моя проблема в том, что я, попадая в общество, начинаю зажиматься. Как это происходит? - Я выхожу на улицу, куда угодно, будь-то продуктовый магазин или просто прогулка с собакой, и я начинаю внутренне и физически зажиматься от мысли о том, что на меня смотрят люди. Все мое внимание сразу направлено целиком на меня: на мою внешность, на мое тело, на то, как двигаются мои ноги, как двигаются руки при ходьбе, как держится голова и спина, из-за этого я часто ощущаю, что будто забываю как ходить, походка становится неестественной, спина будто не держится, руки вообще мешают, в итоге я зажимаюсь еще больше от мысли о том, что это выглядит неестественно. При этом если я где-то в поле гуляю, то это чувство соответственно уменьшается и я становлюсь расслабленная. А если люди идут прямо на меня, и если дорожка, она прям широкая и я одна на ней иду( то есть потенциально внимание именно на меня), то я еще больше нервничаю. Причем с этой проблемой я сталкиваюсь не впервые. Меня это беспокоит уже несколько лет, и время от времени это чувство либо усиливается, либо полностью исчезает. И когда эта тревожность по поводу того, как я хожу, исчезает, я чувствую себя такой уверенной, такой свободной и счастливой. А в периоды жизни(видимо наиболее тревожные) когда это опять появляется и мешает мне, то я буквально не могу даже в магазин нормально сходить, это катастрофа. При этом когда я хожу с кем-то, все отлично. Но если я одна на улице, то опять появляется тревожность. Я слишком зацикливаюсь на себе и начинаю контролировать каждое движение даже минимальное. И я уже много раз анализировала эту проблему, пыталась найти хоть какую-то инфу в интернете, пыталась не думать об этом, но не получается. Пыталась говорить себе, что ничего страшного нет в том, что я могу идти как то не так, что я могу быть любой, что многим людям абсолютно все-равно, и это все в моей голове, и самое печальное, что я это все прекрасно знаю, но именно физически не осознаю, и все равно зажимаюсь, будто какая-то запрограммированная реакция сохранилась и срабатывает раз за разом. Я думала, что это социофобия, но на самом деле я не боюсь людей, я могу подойти к любому человеку при необходимости и что то спросить, я не боюсь болтать и знакомиться с людьми, мне нравится, когда на меня смотрят и вообще я бы хотела выступать перед людьми. Но я все равно зажимаюсь. И это касается не только ходьбы. В общественном транспорте я зажимаюсь также, но здесь у меня уже проблема именно в лице. Мой фокус внимания весь сосредоточен теперь на моем лице, потому что потенциально именно на него могут посмотреть люди, и тогда я начинаю думать о том, как выглядят мои губы, мой нос, и так далее. У меня зажимаются мышцы лица и я не могу спокойно доехать до нужной остановки, такое чувство, что уже все лицо перекосило. С годами я поняла, что эта проблема то есть в моей жизни, то ее нет, и что это не трагедия и не конец жизни, но она знатно мешает, когда появляется. И я уже устала от этого и очень хочется помочь себе как-то побороть эту особенность в своем поведении, и наконец начать спокойно передвигаться по свету как нормальные люди)
Кстати были еще методы, которые мне помогали и эта проблема приглушалась сильно или исчезала, это моменты, когда я активно общалась с людьми или где то выступала публично(может доклад или типа того), и я прям была "наплаву", социально активной и всякое такое, и эта социальная тревожность испарялась. Но проблема в том, что я не могу и не хочу постоянно поддерживать такой образ жизни, где я много-много общаюсь и раскрываюсь перед людьми, "выхожу из зоны комфорта", я просто хочу добиться того, чтобы это состояние расслабленности в обществе было базовым и присутствовало в обычной спокойной повседневной жизни, и чтобы мне не надо было вылезать из кожи вон, чтобы просто иметь возможность спокойно сходить в магазин или прогуляться по улице без задних мыслей о том, как двигается мое тело и как выглядит лицо...
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Рыбина Ирина Сергеевна.
Дорогая Маргарита! Благодарю Вас за вопрос и искренность. Вы даете очень важную информацию о том, что это ощущение зажатости не ваше перманентное состояние. Здесь важно отследить в какие моменты появляется это состояние, что предшествует ему. Для таких наблюдений я рекомендую своим клиента вести дневник чувств. Это тетрадочка в которую вы каждый день будете записывать свои чувства и события. Так в динамике (вести лучше месяц) можно отследить, что является триггером для Вашей реакции. А потом необходимо вспомнить когда ранее вы испытывали подобное чувство. Провалиться в свои воспоминания максимально глубоко, на сколько Вас пустит Ваше сознание без специалиста-проводника или глубоко со специалистом. И вот там и будет причина Ваших симптомов. Сейчас вы пытаетесь силой воли управлять процессами подсознания, заставляя себя преодолевать это волнение. Но любое насилие, даже во благо, несёт только поломки и боль. Ваше тело посылает Вам сигнал о какой-то непрожитой боли, которая очень ждёт Вашего внимания и сил ее прожить. Если вы пришли с запросом, значит силы на прохождение этой боли Вы уже поднакопили и уже можете себе позволить эту роскошь: нырнуть на ту глубину себя, куда раньше даже смотреть боялись. Вы можете обратиться ко мне на консультацию и я помогу Вам пройти этот путь.