Я все очень близко воспринимаю к сердцу, мне кажется, что я виновата везде, хотя моей вины нет.

Вопрос психологу:
Я очень все близко воспринимаю к себе, мне кажется что я виновата везде, но хотя моей вины нету. Любой пустяк я переживаю очень сильно.
Вот не так давно у меня была ситуация, я родила 3 ребёнка и мне нужно было подать все документы для выплаты на ребёнка, когда я пришла к девушке, которой нужно было подать документы, она сразу некорректно стала со мною разговаривать... А когда она нашла ошибку в справке, она меня стала винить, почему так.... Я ей объясняю, но она меня сделала одним словом "тупой " хотя моей вины нету.. Я после этого стала очень переживать... И у меня всегда так... Как с этим бороться Я НЕ ЗНАЮ...!!!!
Я ещё не много теряюсь в обществе, у меня зажатость, скованность. Муж всегда мне говорит, чего ты такая зажатая, расслабься. А у меня не получается. Я по себе человек ответственный, если мне сказали, значит я обязательно сделаю.. Но мне сотрудники говорят не надо так делать, а я не могу.. Может что то я не так делаю, как нужно быть правильно.. Я человек ревнивый... Но я с этим борюсь.
Спасибо.
Автор вопроса: Оля Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Оля!
Есть такой автор книг, психолог Эрик Берн, который инициировал в психологии такое направление, когда признается, что люди могут находиться в разных ситуациях в разных ролях. В частности, он предложил такую классификацию ролей как: родитель, взрослый, ребенок.
«Роль родителя» - это когда человек любит указывать другим, контролировать, оценивать или наоборот поддерживать, подсказывать. Другими словами, взрослый человек в коммуникации со взрослыми людьми (коллегами, членами семьи, посторонними людьми) позиционирует себя так, как будто он старше и более опытный, знающий, имеющий право указывать, обвинять, оценивать.
Вторая роль – это роль нормального «взрослого» человека. В такой роли при общении человек никого не учит, не перепроверят, общается на равных, ищет конструктивное решение, берет ответственность за свои слова и действия.
И есть третья роль некоторых выросших людей, которые давно вышли из детского возраста, но при этом продолжают вести себя как маленькие дети. Это роль «ребёнка». В этой роли дяди и тети капризничают, пугаются, не могут отстаивать свои интересы, позволяют чужим индивидуумам нарушать их личные границы, тушуются, когда их обижают или обвиняют, не умеют дать отпор. Это, как правило, чувствительные, впечатлительные и тревожные люди, с тонкой нежной психикой (как у ребенка).
Из Вашего письма, Оля, похоже, что Вы как раз живете до сих пор в роли «ребенка» и ведете себя как «послушная хорошая девочка». Боитесь отказывать, пытаетесь угодить, пытаетесь заслужить похвалу или поступать так, чтобы «взрослые не ругали»…
Но давайте посмотрим в Ваш паспорт! Сколь лет там Оле? Она еще Оля или уже Ольга? Пора признать, что Вы выросли. Вы уже сама мать троих детей. Вы давно перестали быть маленькой испуганной девочкой, которая просилась на ручки. Выходите из роли «ребенка» и переходите в роль «взрослого».
Как это сделать? Ничего сложного! Представьте фигуру конкретного взрослого человека, который для вас является авторитетом, которого Вы точно не назвали бы ребёнком. И в любой ситуации представляйте, как поступил бы этот конкретный человек. На Вас накричали в соцзащите и Вы почувствовали вину? Если бы на него накричали, он как бы себя повел? Извинялся бы или пошел к руководителю этой организации и заявил бы о некорректном поведении сотрудницы?
Если Вам сказали что-то делать на работе, предположите, как этот человек (авторитет) среагировал? Молча все бы сделал как указано? Или поспорил и обосновал свою точку зрения? Когда представите - попробуйте поступить также. Сначала это будет непривычно как для Вас, так и для Вашего окружения. Но Вы потом втянитесь, а они привыкнут.
В общем у Вас есть алгоритм! И Вы можете начать поступать по-другому уже прямо с этой минуты. Конечно, в один день не получится все изменить и измениться самой! Но постепенно, осознанно отслеживая свои реакции, слова и действия, можно начать трансформироваться и менять черты своего характера. И это проще, чем кажется. У всех получилось и у Вас получится!
Постепенно Вы начнете чувствовать себя более взрослой, а значит более уверенной в обществе, пройдут зажатость и скованность. Посетите психолога для повышения самооценки и поиска внутренних опор, а также для утилизации необоснованного чувства вины.
Когда будет трудно – заглядывайте в паспорт. Вы уже точно большая! Вы точно справитесь.