Я очень сильно завидую тем, у кого получилось жить жизнью моей мечты и заниматься любимым делом.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я очень сильно завидую тем, у кого получилось жить жизнью моей мечты и заниматься любимым делом. Я всю жизнь мечтала стать художницей, закончила художественную школу и собиралась поступать в художественное училище, но родители настояли на окончании школы и продолжении учёбы в ВУЗе. Поступила на специальность, никак не связанную с творчеством, потому что разочаровалась в себе (часто сравнивала свои работы с работами других поступающих и находила всё больше проблем, всё меньше верила в свои способности и в итоге решила, что если у меня не получается писать на высоком уровне, то я не смогу поступить, а если даже как-то получится, то не выдержу конкуренции и постоянного сравнения с другими). Первое время я держалась стойко, даже заставила себя поверить в то, что у меня бы всё равно не получилось, а значит и не было смысла пытаться, что искусство исключительно для невероятно одарённых, к коим я себя не отношу, но спустя несколько лет всё изменилось. Я ушла из университета по собственному желанию, разочаровала этим решением родителей и лишила себя привычной жизни и студенчества, друзей и много чего ещё. Решила поступать на художественное направление вопреки. Прошёл год после принятия решения, но я даже не попыталась поступить, потому что снова посчитала себя слабой, а ещё не вписывающейся в ряды первокурсников в свои двадцать с лишним лет. Во мне много сомнений, комплексов и обиды на себя, на тех других, которые более талантливы, менее трусливы. Я не могу смотреть на успешных художников и художниц, потому что очень сильно завидую, мне же такого не добиться. Самое странное, что я стала завидовать детям, которым ещё только предстоит сделать выбор. Я вспоминаю себя, своё время и жалею об утраченных возможностях. Я уже никогда не смогу вернуться в прошлое и что-то изменить, а пытаться сейчас мне стыдно из-за возраста, к которому я ничего не добилась, только зря потратила время на ненужную мне учёбу, а по итогу осталась у разбитого корыта без перспектив. Я себя ненавижу. Я ненавижу всех успешных людей, у которых получилось. Я хочу, чтобы всем было плохо, как мне, что ужасно. Я осознаю неправильность этих мыслей и чувств, но не могу с ними бороться. Порой даже радуюсь провалам других людей, подпитывая свою убитую самооценку тем, что они ничем не лучше или даже хуже. Пишу это и чувствую тошноту от себя же. Я ужасный человек.
Автор вопроса: Александра Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Здравствуйте, Александра! Понимаю Ваши чувства. Зависть, злость, вина, обида. Нормально испытать все эти эмоции. Они говорят о том, что сейчас происходит что-то важное в Вашей жизни.
Вы ругаете себя за то, что испытываете эмоции. Но нет правильных и не правильных эмоций. Это просто чувства. «Негативные» эмоции возникают тогда, когда наши какие-то важные потребности не удовлетворены.
Потребности — это все то, чего нам хотелось бы, но в настоящий момент находится в дефиците, все наши хотения, желания, нужды. Когда они удовлетворены, мы на них не обращаем внимания, но если нет - то состояние дискомфорта заставляет предпринимать какие-то шаги, действовать, чтобы этот дискомфорт устранить как можно скорее.
Что означает зависть? Это просто эмоция. Она возникает, когда другой человек обладает чем-то желанным, отсутствующим у меня. Завидовать - это хотеть того, того, чего у меня нет. А по сути - это лакмусовая бумажка наших потребностей. Если составить список, кому и чему мы завидуем, то у нас сложится полная картина, чего же мы хотим, но с чем у нас дефицит. Зависть как эмоция помогает лучше понять себя, подсказывает, что для нас по-настоящему важно, чего нам так не хватает в жизни, к чему можно стремиться.
Как Вы думаете, Ваша зависть про какие Ваши потребности? Возможно, про потребность в успехе, в самореализации, развитии, в том, чтобы заниматься тем, что интересно и приносит удовольствие. Это нормальные и естественные потребности. В них нет ничего необычного, плохого.
Вы пишите: «Решила поступать на художественное направление вопреки. Прошёл год после принятия решения, но я даже не попыталась поступить, потому что снова посчитала себя слабой, а ещё не вписывающейся в ряды первокурсников в свои двадцать с лишним лет.».
Это похоже на прокрастинацию, когда мы откладываем важные дела на потом. Прокрастинация = «У меня есть задача, которую надо сделать, но я не хочу.».
Важно понять, про что моё «не хочу». Первый вопрос, который стоит себе задать - мне это точно нужно? Если да, то что именно стоит за этим откладыванием: усталость или мне скучно этим заниматься? Если скучно или сложно, то в чём моя мотивация всё-таки выполнить эту задачу? Когда я пойму, для чего мне это делать, то будет легче наконец-то приступить к выполнению, хотя далеко не факт, что я сделаю это с энтузиазмом и радостью. Ради достижения жизненных целей нам приходится прикладывать усилия и преодолевать трудности. Часто за прокрастинацией также стоят тревога, страх неудачи, страх не справиться, страх не справиться идеально.
Вы пишите, что считаете себя слабой и не вписывающейся в ряды первокурсников в свои двадцать с лишним лет. Почему Вы должны куда-то вписываться? Что страшного в том, чтобы быть слабой? Разве слабый человек смог бы пойти против родителей, уйти из университета, лишить себя привычной жизни и студенчества, друзей и много чего ещё?
Мысль «мне же такого не добиться» содержит когнитивное искажение — предсказание будущего и катастрофизация (предсказание событий будущего в негативном ключе). Мы не знаем наверняка, что с нами произойдет даже через пять минут. Что же говорить про годы? Через год, через три, через пять лет….. Но если ничего не делать, тогда вероятность того, что мы все же сможем чего-то добиться, стремится к нулю. Еще с уверенностью можно сказать, что именно «такого» Вам не добиться. Просто потому, что Вы не они, Вы это Вы. Конечно, Вы не напишите «Черный квадрат», «Звездную ночь», «Мону Лизу». И нужно ли? Вы можете добиться чего-то другого.
Александра, Вы не ужасный человек. С Вами все в порядке! Сомнения, комплексы, обида — это нормально. Это очень по-человечески думать разные мысли и испытывать разные эмоции. Это свойственно всем людям. Наши мысли и эмоции не причиняют никому вреда, вред причиняют только действия.
Вам 23 года. Уже или всего? Да, Вы не сможете вернуться в прошлое и что-то изменить. Но сейчас у Вас есть выбор — горевать об упущенных возможностях (хотя тут тоже возникает много вопросов про достоверность этой мысли: действительно ли возможности упущены или все еще впереди? Если были возможности в прошлом, почему их не должно быть в настоящем или будущем) или брать жизнь в свои руки и попытаться что-то предпринять.
С уважением, практикующий психолог, КПТ-терапевт Юлия Кунтыш
Если Вам надоело справляться в одиночку, давайте справляться вместе! Приглашаю на консультацию. Запись через WatsApp, Telegram +7 921 993-16-39.