Привычка сравнивать себя с другими.

Вопрос психологу:
Добрый день. Хотела бы получить ответ на волнующий вопрос. Ещё с детства моя мама и бабушка любили ставить мне в пример знакомых детей. Все время я слышала: " посмотри, вот она такая молодец, она такая опрятная и умная, не то, что ты". Отец не сравнивал, а просто называл бестолковой и глупой когда я не могла решить задачку по математике в младших классах. С тех пор у меня в подсознании закрепилась привычка сравнивать себя с другими и сомневаться в каждом своем слове. Периодически захожу в мой сети знакомых людей и смотрю чего они добились. Знаю, что социальные сети - это просто обман, все показывают свои лучшие моменты, все плохое остаётся по ту сторону экрана. Но даже зная это не могу остановиться листать ленту. Могу убивать час, два на это. Я работаю, поэтому такой ерундой могу заниматься только вечерами или утром перед работой. Делаю это практически ежедневно, после чего страдаю, хочу перестать быть собой и проснуться другим человеком. Самое интересное, что я понимаю, что сравнивать бессмысленно, но не могу перестать делать это. Помимо этого ещё и сомневаюсь в каждом сказанном мной слове чужим людям, словно знаю что обманываю, хотя на самом деле это не так. Чувство, что сомневаюсь не только в словах, но и в памяти относительно того, что обсуждаю. Словно воспоминания стираются в момент разговора или подменяются. Хотелось бы жить своей жизнью, а не мечтать стать кем то другим. Заранее огромное спасибо за ответы.
Автор вопроса: Алла Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Кочкин Владимир Юрьевич.
Алла, доброго времени суток!
Благодарю Вас, что обратились на наш сайт.
То, как подробно Вы описываете свою ситуации показывает заинтересованность в её решении. Очень здорово, что Вы делаете точные выводы по причинам сомнений и самокритично относитесь к своим действиям. Это залог успешных результатов!!!
Да, соглашусь с вами, что причины образования привычки сравнивать себя с другими людьми заложены еще в детстве. И тут необходимо принять эту ситуацию – ваших родителей и бабушку не переделать. Вероятно, у них было стремление сделать для вас все наилучшим образом, чтобы в результате сравнений с другими Вы проявили свои лучшие качества и как-то выделялись среди своих товарищей. Да, не получилось то, что они задумывали. Критика вашего отца, увы, тоже не дала позитивных результатов. Но каждый из этих людей жил и творил из собственных представлений о том, как все должно быть. Из собственных стереотипов, моделей мышления, жизненных ценностей. Эти инструменты не сработали, но скажем им спасибо за их попытки, за проявления их заботы, пусть и в таком корявом виде.
Хорошо, что Вы четко видите негативные проявления в своем поведении – зависание в социальных сетях, сложности в общении с другими людьми, ощущение подмены и обмана. На этом фоне очень ценно ваше стремление изменить свою жизнь и модели поведения.
Что могу порекомендовать в вашем случае.
1. Резкого изменения и перевоплощения не будет. Для того, чтобы изменить сформировавшиеся модели поведения, образ мышления и сопутствующие эмоциональные состояния потребуется время и достаточно продолжительное. Поэтому будьте готовы к тому, что работы предстоит много, и она иногда будет не совсем простой и легкой. Но дорогу осилит идущий!
2. Есть смысл пересмотреть накопленный опыт из детства, чтобы убрать разрушающие установки по сравнению и, как следствие, низкой самооценки. Простить и отпустить родителей. Как говорят психологи сделать сепарацию. Убрать претензии и обиды в их сторону, что раскроет ваши внутренние силы.
3. Создать новый фундамент приятия себя, определить свои сильные стороны, поставить небольшие цели, которые позволят начать развитие позитивной самооценки, уверенности в себе. Искренне уверен в том, что в вас найдется много талантов и уникальных качеств, которые Вы с удовольствием раскроете в себе, без сравнения с другими людьми и будете получать от этого удовольствие. В общем перевести внимание на позитивное отношение к себе, поднять ценность себя. Поверьте, найдутся занятия и дела, от которых Вы будете получать радость и необходимость сравнения просто уйдет.
4. Уместно переместить акценты с раздумий и анализа на конкретные действия, что также повлияет на перестройку мышления и отношения к себе. Больше дел – вот очень действенная основа по противодействию унынию и опустившемся рукам.
Мне сложно посоветовать что-то более точное, подходящее именно вам по характеру и предпочтениям. Поэтому предлагаю провести небольшую он-лайн консультацию (бесплатную), чтобы написанные выше четыре стратегические направления приобрели конкретные очертания и действия. Напишите мне в комментариях или на электронную почту.
В вашем случае важно не останавливаться просто на понимании собственных проблем, а переходить к активным действиям по разрешению вашей ситуации. Думаю, что Вы и так достаточно много копались в себе, анализировали и размышляли. Вы написали письмо, получили ответ и это хороший импульс для продолжения к тому, что стремитесь получить.
Все в ваших руках!
Искренне верю в вас,
Владимир Кочкин