Желание нравиться (как быть полезным) и ощущение, что всегда могу лучше.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, честно говоря, я сомневалась заносить ли этот вопрос в категорию "неуверенность в себе и прочее" (звучит концептуально). Дело в том, что не замечала за собой давно неуверенности в себе при общении с людьми, эту черту я преодолела (может за редкими исключениями, вроде общения с типами людей, с которым не сформировалась модель поведения, но и это не страшно, я понимаю).
Однако, скорее всего это какой-то другой тип неуверенности, о котором я не слышала, что-то вроде внутренней неуверенности, и причины её найти не получается как будто.
Часто меня застаёт врасплох желание выпячивать себя, понравится, играть на публику. Например, у меня есть молодой человек, я его действительно ценю, уважаю и пр. У него есть друзья, и у меня первое время было ощущение познакомиться с ними, чтобы они увидели, какая я интересная и красивая, притом с мыслью, что молодому человеку это будет приятно. Почему-то так мне казалось, но у него совершенно другое мнение, конфликта никакого нет, кроме моего внутреннего: от желания понять, откуда это стремление.
Мне показалось, что это связано с желанием быть полезным, мне часто хочется как-то выразить свою заботу и любовь к близким людям, и тогда я делаю для них поделки или какие-то уступки небольшие.
Вероятно, связано это и с другой проблемой: ощущением, что я всегда могу лучше.
Бывают моменты, когда я довольна результатом, но спустя время это ощущение пропадает, и понимаю, что так может кто угодно, если приложит усилия. И даже понимая, что может любой, но не каждый делает – всё равно не помогает как-то справиться со своего рода самобичеванием.
Я останавливаю себя, что ошибки все делают, и это нормально, каждая следующая ошибка чуть менее ошибочна. Но периодически становится тяжело от ощущения, что во мне никакого толка особого нет. Что я ленива и могла бы развивать имеющиеся таланты, а вместо того сижу, и желаю всё, что угодно, но не то, что можно было бы развить. Т.е. ною, или прокрастинирую ("полезно отдохнуть", "полезно расслабиться" и пр).
В последнее время желание уединиться, где никого не знаю, и наблюдать. Всегда лучше всего получалось наблюдать, и это мне нравилось. Я прекрасно умею смотреть на себя со стороны, но почему-то ценить себя не особо получается (может изнутри не умею смотреть). Я хорошо понимаю эмоции других людей. Пр крайней мере, большую часть эмоций более отрицательных, чем положительных, т.к. их понять сложно иногда, проще быть нейтральным, и чаще всего на самом деле глубоко пофиг, но стараюсь понять, почему не должно быть и стараюсь честно говорить что-то положительное, поддерживая.
Что с этим можно сделать? Это норма, и просто процесс исправления в спокойное русло? Действительно ли нужно заставлять себя что-то делать, не думая о полезности в процессе, чтобы не отвлекаться? Как объяснить себе, что не бесполезна и перестать смотреть на себя чужими глазами, как на предмет?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Жарко Иркям Рушановна.
Здравствуйте.
Для начала хотелось бы отметить Вашу высокую склонность к саморефлексии и самоанализу, это впечатляет. Здорово, что у Вас есть такой крутой навык, не каждому это дано. При такой способности, работа с психологом может давать хорошие результаты в относительно короткие сроки.
Теперь к самому вопросу.
В Вашем сообщении скрыто несколько запросов относительно Вашей ситуации. Они имеют разные направления и проблематику. Первое на что обратила внимание, это Ваше сомнение, касается ли проблема темы неуверенности в себе. Как Вы и сами отметили, Ваш запрос гораздо глубже и ответы не лежат на поверхности. Из письма заметно Ваше желание получать восхищение, быть незаменимой для близких людей, становиться лучше и полезнее для них, объективизация себя(взгляд на себя как на предмет, комплекс функций) - всё это симптомы нарциссической травмы. Нарциссическая травма возникает в результате многократного отвержения ребёнка родителями, склонными к манипуляциям и при этом имеющих неразвитую эмпатию. Какие у Вас были отношения с родителями? Насколько потребность во внимании и любви удовлетворялась в детстве?
Нарциссизм в той или иной степени есть у всех, и у каждого человека может время от времени это проявляться. Однако, проблема начинается тогда, когда нарциссические черты проявляются постоянно, жизнь строится на удовлетворении нарциссических потребностей, что конечно уводит человека от истинного "Я" и истинных желаний.
Второе, это тема самореализации. Часто у нарциссических личностей это тема вызывает множество сложностей. Здесь имеют место быть ложные убеждения относительно талантов, способностей, того как всё должно быть. Очень много иллюзий бывает на этой почве. Это проявляется в виде сильных крайностей. Например, либо я талантливая и великая, либо нет. Т.е. нет усредненного варианта и не может быть, при такой динамике. Всё это конечно поддается корректировке. Однако, требуется серьёзная работа над собой.
Третье - это тема отношений. Здесь не хватило многих деталей. Важно понять характер Ваших взаимоотношений с партнёром. Часто бывает так, что партнёр через "скрытые послания" (намёки, манипуляции) выставляет партнёру некоторые требования, какой она/он должны быть в отношениях. Насколько Вы близки и открыты с партнёром? Насколько доверяете ему?
"Что с этим можно сделать? Это норма, и просто процесс исправления в спокойное русло? Как объяснить себе, что не бесполезна и перестать смотреть на себя чужими глазами, как на предмет?"
Чтобы уйти от ощущения "бесполезности", важно для начала обнаружить внутреннюю опору. Сейчас, Ваша опора находится в других людях, в их оценках Вас и мнении. А это совсем ненадёжная история, которая приведет лишь к разочарованиям.
"Действительно ли нужно заставлять себя что-то делать, не думая о полезности в процессе, чтобы не отвлекаться?"
Не стоит выбирать из крайностей, либо думаю о полезности, либо совсем не думаю. Истина всегда где-то посередине.
Берегите себя.
Если будут вопросы можете мне написать.
Мои контакты: WhatsApp, Telegram 8(987)998-47-56.
C уважением.