Постоянное чувство, что ты абсолютно чужой человек в этом мире.

Вопрос психологу:
С самого детства мне внушали идею успешной жизни. У моей сестры удачно сложилась жизнь с богатым мужем. Родители тоже всегда были при деньгах. У каждого бизнесы, связи и в целом "успешный успех". Я хорошо училась в школе, после поступила в университет на профессию, которая никогда не была интересна. Мой молодой человек вообще ничего не имел за плечами, а начал развиваться и зарабатывать ближе к 27 годам. Сейчас я работаю с мужем сестры в сфере, о которой абсолютно ничего не знала. Прошло уже полтора года, а я до сих пор не имею никаких успехов в работе. Времени на мое обучение ни у кого нет, но при этом когда приходят новые сотрудники на них всегда есть время. Зарабатываю копейки, пойти работать куда-либо еще - вариант, но моих мозгов хватит только на кассира. А для меня просидеть всю жизнь за кассой равноценно потраченной впустую жизни. Я всегда думала, что рано или поздно мне выпадет белая полоса и она выпадает на секунду, а затем сразу меняется на черную. У меня очень мягкий характер, да и сама по себе я безумно добрый человек. Всегда всем помогаю, не жду ничего взамен, стараюсь подбадривать и все в этом духе, но на мои старания дарить миру тепло и заботу приходит только негатив.
И вот в который день я просыпаюсь с мыслями, что хочу двигаться вперед, добиваться новых вершин, но обстоятельства разбивают все желания о скалы. У меня не осталось никаких сил сопротивляться этому миру. Все эти люди, что кричат: "Главное желание!", - оно есть и даже действия прилагаются, но ничего не выходит. Ощущение, что именно на мне успех нашей семьи резко должен оборваться. Как будто я тот самый козел отпущения. При этом я не могу сказать, что у меня мало хорошего в жизни, но этих моментов абсолютно недостаточно, что перебить плохое. Я каждый день проживаю мысли о том, что ничего никогда не добьюсь, сколько бы не старалась. Я проживу жизнь перемещаясь от кредита к кредиту, в вечных долгах, запасаясь гречкой и хлебом. Я не отрицаю, что у меня большие проблемы с самооценкой, но и поверить в себя и полюбить не получается. Я очень боюсь, что в 40 лет проснусь и буду гадать где взять деньги хотя бы на еду. А проблема в том, что я не могу принять свою судьбу, но какой смысл биться о скалы, которые никогда не треснут.
Перейдем к названию темы: Постоянное чувство, что ты абсолютно чужой человек в этом мире". Я делилась своими переживаниями, но никто не пытается вникнуть в суть. Все абстрактно отвечают, что ты загоняешься, все будет нормально и тому подобное. Но в том-то и дело, что это говорят люди, у которых все отлично, они не могут понять, что значит всегда быть хуже остальных (я могу сделать эти выводу, потому что речь о семье). И сколько бы я не пыталась себя успокоить, что да, ты просто еще маленькая и ничего не смыслишь в жизни, но каждый раз понимаю, что это бред. Все говорят, что абсолютно не понимают меня, что я странная и как я должна после подобных слов, которые я всю жизнь слышу, ощущать себя.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Гросс Александр Викторович.
Татьяна, здравствуйте!
Прежде всего позвольте выразить Вам свою поддержку. Вы пишете о том, что делились своими переживаниями с окружающими, но получали ответы вроде того, что «все будет нормально». Когда мы ищем поддержки у близких, всегда хочется, чтобы они могли взглянуть на ситуацию нашими глазами. Поскольку этого не случилось, неудивительно, что Вы почувствовали отчуждение. При этом люди, с которыми Вы делились, скорее всего, в своих ответах руководствовались исключительно благими побуждениями.
Разные люди понимают помощь и поддержку по-разному. Для кого-то это позитивные заявления вроде «проснись и пой», «думай о хорошем», для кого-то поддержка – это быть рядом, для кого-то поддержка – не акцентировать внимание на том, что другому плохо, чтобы дать возможность ему самому справиться с ситуацией. Нужно обладать очень высоким уровнем эмпатии, чтобы поддерживать человека так, как нужно ему самому. Будет проще, если Вы будете подсказывать окружающим – как бы Вы хотели, чтобы они Вас поддержали. Например, так: «Я бы хотела от тебя услышать не только слова о том, что все будет хорошо. Мне важно, чтобы ты смог(ла) взглянуть на ситуацию моими глазами. Представь, что это происходит с тобой. Что ты чувствуешь? Сейчас это чувствую я. Как мне с этим справиться?» Это, конечно, просто пример. Зная тех, с кем Вы общаетесь, Вы можете найти более точные слова. Уверен, что если Вы попросите о помощи и скажете, чего именно ждете, реакция Ваших близких и друзей изменится.
Теперь о самой ситуации. У нее есть 2 взаимосвязанных плана – внешний и внутренний.
Вы пишете, что с детства вам внушали идею успешной жизни. Это – про ожидания ваших родителей. Верно ли я понимаю, что для Вас было важно им соответствовать, поэтому Вы хорошо учились в школе? Затем Вы поступили в университет, пошли работать. Здесь сразу возникает ряд вопросов. Что побудило Вас выбрать не интересную Вам профессию? Пойти на эту конкретную работу? Связаны ли как-то выборы, которые Вы сделали в образовании и карьере, с мягким характером, который Вы у себя отмечаете? Ответьте себе на эти вопросы – это даст Вам дополнительную пищу для размышлений.
Я лишь хочу отметить, что успех приходит тогда, когда мы отдаем себя любимому занятию. Сложно добиваться успехов там, где не нравится. Это означает, что каждый день приходится пересиливать себя, чтобы ходить на нелюбимую работу. На это уходит большое количество жизненной энергии. Ее попросту не остается на успехи в делах.
Углубимся во внутренний план – Ваши мысли о самой себе и ситуации.
Давайте посмотрим на то, как Вы оцениваете себя. «Моих мозгов хватит только на кассира», «козел отпущения», «вечные долги» – все это очень сильные оценочные фразы. Они говорят о негативном отношении к себе самой. Даете Вы себе и негативный прогноз на будущее, вплоть до 40 лет, хотя Вам всего 22. «Ничего», «никогда» – Вы как будто абсолютизируете негативную сторону и отрицаете все хорошее, что есть в Вашей жизни.
Эти установки мешают Вам жить здесь и сейчас, наслаждаться тем хорошим, которое у Вас есть. А его немало – у Вас есть родители, сестра, работа, молодость, желание что-то изменить! Но Вы как будто бы уже все распланировали. Конечно, подобные мысли и эмоции напрямую отображаются и на Вашем отношении к самой жизни.
С одной стороны – у Вас есть желание двигаться вперед. Вы просыпаетесь с этой мыслью, но ваше желание разбивается об обстоятельства и нет сил сопротивляться этому миру. «Обстоятельства» относятся к Вашей работе или не только? Кого или что конкретно Вы имеете в виду под «этим миром»? Вы упоминаете о своих действиях. А что конкретно Вы делаете, чтобы изменить ситуацию?
Из описания прослеживается, что Вы по отношению к своей жизни будто бы находитесь в позиции стороннего наблюдателя. Как будто бы Вы не управляете жизнью, а события в ней происходят сами по себе. Почувствуйте, как Вы отображаете это в речи: «полоса выпадает», «обстоятельства разбивают», даже «действия прилагаются» – как будто их производите не Вы, а что-то происходит само по себе. Кто забрал у Вас управление Вашей жизнью? Кому Вы это отдали?
Для того, чтобы изменить свою жизнь, необходимо выйти из позиции наблюдателя в позицию главного действующего лица, взять на себя активную роль. Тогда не обстоятельства будут управлять Вами, а Вы ими.
Татьяна, начинать всегда сложно. Но если Вы хотите качественных изменений, которые наполнят Вашу жизнь радостью и приведут к успеху, которого Вы хотите, другого пути нет.
Сначала – работа с самооценкой. Для начала выпишите список из 50 ваших положительных качеств и перечитывайте их каждый день. Так Вы будете закреплять положительные установки по отношению к себе.
Также потребуется выработать активную позицию, изменить способы коммуникации с близкими, найти ресурсы – физические, эмоциональные, которые помогут Вам в Ваших изменениях. Это определенная работа, которая может быть долгой или быстрой, в зависимости от того, каким путем пойти и сколько усилий приложить. Быстрее такой путь будет проделать вместе с психологом, который будет Вас поддерживать и направлять.
Если мой ответ Вам откликается, и Вы выберете этот путь, буду рад поработать с Вами.
Меня можно найти в Telegram. Вот мой личный аккаунт: alexander_v_gross.
Желаю Вам добра!