Терзающее чувство одиночества.

Вопрос психологу:
Чувство одиночества преследует меня уже три года. Всё чаще оно начинает накатывать сильными приступами. Долгое время меня держало то, что у меня есть два близких человека, которым я могу полностью довериться. В каком-то смысле это помогало мне и давало некий стимул жить и стремиться к чему-либо. Вчера вечером я потерял их практически в один момент. Полтора года моя девушка заменяла мне всех друзей и все общение, давала мне поддержку и заботу. Я вкладывал в нее всю свою жизнь и все свои чувства. У меня была банальная цель жить ради ради того, чтобы быть с ней. Несмотря на то, что она должна уехать в другую страну ради учебы, я все равно надеялся, что мы будем вместе. Я решил стремиться к тому, чтобы вскоре приехать к ней. Мои чувства полностью искренние и в том, чтобы переехать к ней и был смысл моей жизни. Кроме этого у меня не было никаких стремлений. Вчера же она сказала о том, что не чувствует ко мне всего того, что чувствую к ней я. Она сказала, что ей не хватает другого общения, но пока есть я она не может его получить. Я не давлю на нее и не ограничиваю. Тем не менее, она решила сделать паузу в наших отношениях, что выглядит как конец. Мне очень больно от всего этого. Мне больно от того, что она так просто рассталась со мной, в то время как я видел в ней всё, что мне нужно. Я не могу перестать об этом думать. В любые мысли каким-то образом в итоге приводят к мыслям о ней. Это всё очень сильно терзает меня.
Второй человек - мой близкий друг. Это человек, который помогал мне бороться со всеми проблемами четыре года. Он постоянно выслушивал меня, помогал мне советом и поддерживал тогда, когда мне это было нужно. Он живет в другом городе, и все это время я максимально вкладывался, чтобы сохранить это общение между нами. Но последние несколько месяцев мы стали отдаляться. Для меня все оставалось как прежде, но я чувствовал, как он потерял ко мне интерес. И любые попытки наладить какой-то контакт были лишь с моей стороны. Я почувствовал, что просто стал не нужен. И это чувство продолжало расти со временем.
Вчера пришел конец как отношениям с ним, так и отношениям с девушкой. Практически в одну и ту же минуту. Два тяжелейших разговора просто морально убили меня. Мне было сложно заснуть. Я лежал и невыносимое чувство одиночества и осознание того, что я потерял свою единственную опору в жизни не уходило, а становилось сильнее.
Сейчас я абсолютно потерян и просто не понимаю, как и зачем жить дальше.
Автор вопроса: Кларк Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Шевченко Дмитрий Михайлович.
Здравствуйте Кларк,
Спасибо за ваш вопрос. Несмотря на большое количество людей вокруг, развитие социальных сетей, возможности для путешествия, в наше время многие люди испытывают чувство одиночества.
Мне кажется, что для вас подсказка содержится в изложении вами своей проблемы. Что если бы у вас было не два близких человека, а к примеру 10? В таком случае, если контакт с некоторыми из них прекращается, остаются другие. Кроме того, если человек в своей жизни взаимодействует с большим количеством людей, со временем количество его друзей и знакомых может расти. В вашей ситуации близких людей оказалось только двое. В такой ситуации риск одиночества значительно увеличивается.
Для того, чтобы решить вопрос я бы предложил поработать в двух направлениях. Первое - осознать свое нынешнее положение. Есть момент тяжелого расставания с девушкой. По каким-то причинам, оказалось, что чувства не были взаимными. Разница в отношении друг к другу была большой. И физическая разлука обнажила эту разницу. С одной стороны это кажется неприятным и болезненным. Но с другой стороны, лучше раньше, чем позже. Представьте, что эти события происходят, когда вам по 70. Пережить подобное в преклонном возрасте намного сложнее. Есть момент прекращения отношений с близким другом. Это тоже неприятно. Но, на данный момент это факт. И в этих обоих случаях важно не столько заниматься самокопанием, сколько сосредоточиться на том, как вы попали в эмоциональную зависимость к этим людям. Что у них было такое и что они привносили в вашу жизнь, что стали такими значимыми? Ответ на этот вопрос подскажет какие качества необходимо нарабатывать.
Второе направление логично проистекает из первого. Если мы осознаем что мы ищем в других, если мы поймем какие качества и какие люди нас привлекают, то затем понадобиться найти этих людей. Установить контакт, наладить отношения. Дружелюбие, забота, нежность - это не только врожденные качества, но и навыки, которые можно и следует нарабатывать. Если вы умеете дружить, являетесь интересным человеком, умеете заботиться, тогда вопрос друзей становится менее сложным. Вы всегда сможете подружиться и завести отношения.