Как научиться адекватно себя оценивать и не слушать других?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мне 18 лет, и сейчас я, пожалуй, нахожусь в самом непонятном в моей жизни положении: не знаю, что делать дальше и как жить дальше. У меня никогда не было хороших, тёплых отношений с родителями. Очень общительным ребёнком я тоже никогда не была, и, когда несколько лет назад меня предала подруга и я нуждалась в поддержке и помощи, родители не послужили мне опорой и поддержкой. Когда мне стало совсем плохо, я не выходила из дома и пребывала в затяжном депрессивном состоянии и попросила маму отвести меня к психологу, она мне отказала и сказала, что все мои проблемы от безделья. Тот период жизни мне пришлось преодолевать одной, без помощи психологов и поддержки друзей, которых у меня было крайне мало, да и им надоедало постоянно меня поддерживать.
Я выросла с чувством неполноценности, с чувством отсутствия родительской любви. В школе я общалась с одноклассниками, но настоящей подруги, которой я могла бы доверить всё, у меня не было. Я выросла с не покидающим меня чувством одиночества и ненужности. Думала, что всё изменится, когда поступлю в университет после окончания школы, но, к сожалению, поступить у меня не получилось по некоторым обстоятельствам. Хотела поступить в другой город, стараясь убежать от постоянных ссор с родителями и чувства одиночества дома, но не сложилось. Пришлось приехать обратно, но поступать в свой город было уже поздно: не успела по срокам подачи заявлений, все уже поступили и конкурс был закрыт. У меня не было другого выбора, кроме как целый год сидеть дома без учёбы. Я не особо переживала из-за такого стечения обстоятельств, так как у меня появилось свободное время на реализацию себя, на поиск себя, на поиск того, что мне действительно интересно, чтобы не поступить в университет необдуманно и не жалеть об этом. Однако мои родители в течение этого года деструктивно влияли на меня, постоянно сравнивали с другими ребятами, которые поступили, которые успевают ещё и работать, а я сижу дома и ничего не делаю, хотя я предлагала родителям пойти на работу, зарабатывать деньги, но они были против, сказали, что пока необходимости в этом нет. Непонятно только, зачем тогда приводить в пример других ребят.
Около года назад я вступила в отношения с чудесным молодым человеком, которого полюбила. Всё было прекрасно на этапах знакомства, мы узнавали друг друга, общались, и именно тогда я почувствовала себя хоть кому-то нужной. Поняла, что меня можно любить и что меня есть, за что любить. Но чем дальше заходили наши отношения, тем больше появлялось притирок. Мы стали часто ссориться, он на эмоциях говорил мне неприятные вещи, соглашался с моими родителями, что мой характер требует изменений. Для меня это был больной удар, что единственный человек, которому я могла высказаться, которому я доверяла, так же считает, что я ужасна. Я знаю, что я не без недостатков, они у меня есть и я над ними работаю, но осуждать других людей я не лезу. Я занимаюсь собой, пытаюсь довести себя до того идеала, каким меня хотят видеть родители. Но понимаю, что тогда это буду не я. Утратится моя индивидуальность, моя особенность характера.
Часто на эмоциях говорю молодому человеку, что я ужасна, что я никому не нужна, меня никто не любит и что ему лучше подыскать девушку получше. Он с этим не соглашается, говорит, что любит, что не бросит меня, что я самая лучшая и у нас всё будет хорошо. Но мне очень сложно в это поверить. Иногда ссоримся из-за пустяков, и я это понимаю, в такие моменты становится за себя стыдно, представляю, что сказали бы обо мне родители, если бы узнали, что я с молодым человеком из-за ерунды ссорюсь. Становится противно от того, что я такая. Но я действительно слишком ранимая. Мне бы хотелось находиться в гармоничных отношениях, излучать только радость и позитив, не ссориться, а всю жизнь жить в мире, так как я совсем не конфликтный человек. Не знаю, как нейтрально реагировать на некоторые слова, фразы, которые меня обижают.
Я очень чувствительный человек, поэтому слова близких мне людей очень значимы. И, когда родители говорят мне, что я ужасный человек, что им понятно, почему у такой, как я, нет друзей, это очень влияет на мою самооценку. Этот год без учёбы и общения с другими ребятами медленно убивал меня. Мне ничего не хотелось, я с трудом находила силы на простые занятия, будь то уборка или чтение книги. Раньше я была "солнышком", как называли меня одноклассницы, я всегда улыбалась, веселилась, шутила. Сейчас же мне снова, как и несколько лет назад, сложно выйти из дома. Сложно встать с постели. Я не знаю, как с этим ощущением и неприятием себя бороться.
Долгое время я надеялась на авось, на подростковый возраст, что скоро это пройдёт. Но жить в таких условиях всё тяжелее и тяжелее. Я задумывалась снова о переезде в другой город в надежде зажить самостоятельно, убежать от родителей, но мой молодой человек против, сказал, что не сможет без меня. И я не могу бросить его, без него будет ещё хуже. Уехать со мной он не может: в нашем городе живёт его бабушка, которая нуждается в уходе. Вот и получается, что уехать я не могу, жить с родителями и в такой атмосфере тоже(разговоры о том, что они деструктивно на меня влияют, сводятся к тому, что я неблагодарная дочь).
Чувствую себя одинокой и никому не нужной. У меня есть подруги, но вижусь я с ними раз в год, так как они уезжают на учёбу в другой город. Общаюсь с ними только по сети. Выходит, что и погулять мне не с кем, только с молодым человеком, который работает. Возможность видеться у нас есть только в выходные. В будние дни я редко выхожу погулять, так как нет настроения на это практически никогда.
О суициде я думала несколько лет назад, была одна попытка, но спас звонок одноклассницы. Сейчас стараюсь отгонять эти мысли, которые всё лезут и лезут в голову. Обидно верить словам родителей о том, что я ужасна и мне нужно меняться. Я не хочу так считать. Я хочу любить себя, хочу, чтобы и меня любили такой, какая я есть. Всё же объективно я могу назвать себя хорошим человеком, я никому и никогда не сделала плохого. Если человек в моей жизни появляется, я отдаю всю себя ему, всю любовь, всю заботу. И стараюсь получить это же взамен. Я бываю вспыльчивой, чересчур обидчивой, ранимой, но понимаю, что это не те качества, которые могли бы сделать человека ужасным. К сожалению, моя семья считает иначе.
Не знаю, как и бороться с таким непонятным мне состоянием. Цели на жизнь есть, я достаточно мечтательный и целеустремлённый человек(то есть, им была), но сейчас сил нет ни на что.
Заранее спасибо вам за прекрасную возможность высказаться. Буду ждать вашего совета.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Гинтер Ксения Анатольевна.
Здравствуйте Екатерина!
Чувствую, как Вам сейчас тяжело, постараюсь Вам помочь.
Вы пишите, что родители не давали ту необходимую поддержку, в которой Вы так нуждались.
К сожалению так бывает и довольно часто у многих. Но нужно понять, что родители так себя ведут не из за того, что они Вас не любят, а просто от незнания как надо?! Их этому ни кто не учил.
И им тоже нужна была бы психологическая помощь, но только единицы родителей признают, что они не умеют правильно общаться со своими детьми. Как поддерживать своего ребенка в сложные минуты. А ведь душевный подход это самое главное в жизни человека. А родители боятся обращаться за помощью, точнее они боятся признать себя несостоятельными родителями.
А это на самом деле не так. Попросить о помощи в воспитании ребенка это не признание себя плохим родителем, а наоборот говорит о том, что родитель мудр, старается себя развивать, делать себя лучше. И по сути каждому из нас, нужна психологическая поддержка.
Я чувствую как Вы переживаете, самое главное, Вам нужно понять, что абсолютно нормальный человек. И то что вы чувствуете это тоже нормально.
Мы все разные люди и по разному воспринимаем жизненные ситуации. Кто то просто перенесет, кто то очень остро. И если с этим не разбираться, не помогать человеку это приводит к затяжной депрессии и разным мыслям не хорошим.
Вам конечно нужен психолог и тогда и сейчас, что бы разбираться и прорабатывать все проблемы. Что бы психолог всегда мог дать поддержку и понимание, чувств, ситуаций.
Так как у Вас нет близких, которые не могут поддержать, а порой наоборот загоняют в депрессию. То что Вы обратились это уже пол пути к душевному исцелению. Потому что Вы осознаете, понимаете, что с душей надо работать. И это здорово!
Вы пишете, что не получилось поступить в университет и Вас это очень беспокоит. Так как поступив Вы надеялись убежать от родителей и доказать всем, что тоже заслуживаете место под солнцем. Но у Вас не получится убежать от себя. И жить постоянно кому то, что то доказывать это не правильный путь к излечению своей души.
Вам нужно понять, что ВЫ достойны самого жаркого места под солнцем в любом случае, что бы у Вас не происходило. Какие бы ситуации у Вас не происходили в жизни, Вы достойны самого лучшего.
Конечно, что бы научиться это понимать и любить себя, над этим нужно поработать.
Задайтесь вопросом, а почему бы мне, не поступить на следующий год?
А за это время начать готовиться? Либо найти какое то дело – занятие, что бы оно Вас радовало и приносило удовольствие. Постарайтесь радоваться каждому, даже малейшему своему шагу.
Попробуйте представить, а что если вдруг все это не просто так. Может быть за это время придет какое то осознание того, что Вам нужно выбрать другой путь?
Вы пишите, что нашли молодого человека и любите друг друга, но стали часто ссориться.
Это происходит потому, что Ваше состояние не стабильно. когда у человека раз драйв в душе, конечно это будет отражаться на всем мире, который его окружает, поэтому очень важно работать с собой для гармонии своего внутреннего мира.
И еще есть периоды у каждой пары, когда более остро происходит притирка, кризис в отношениях и это тоже нормально. Только продуктивно решать проблемы будет удаваться когда психологическое состояние будет располагать на положительное разрешение, а не усугублять.
Вы пишите, что надеялись на то, что пройдет после подросткового возраста, нет это не зависит от возраста и само по себе не проходит если не прикладывать усилия.
Конечно, подростковый возраст сложный период, самый уязвимый для каждого человека и человек более ранимо все воспринимает, но душевные раны не возраст создает. Поэтому само не пройдет.
Хочу порекомендовать для первых Ваших шагов, книгу к прочтению автор Брене Браун.
Дары не совершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть.
Я верю в Вас! Вы на правильном пути и все будет получаться. Главное приложите усилие и желание. Обращайтесь! Буду рада быть для Вас полезной!