Дочь выпускница панически боится плохих отметок.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моя дочь в этом году заканчивает 11 класс, и поступает в ВУЗ. Весь год она ходила на разные курсы и к репетиторам, в довольно тяжёлом режиме, и всё своё время отдавала учёбе. Она очень хотела поступить на бюджетную форму обучения, но сейчас, когда до окончания школы и поступления осталось три месяца, у неё началась какая-то депрессия, и панические атаки, внезапные приступы слёз. Она говорит что больше не может учится в таком режиме режиме, ей тяжело. Ещё у неё появился какой-то очень сильный страх всяких самостоятельных и контрольных работ в школе, её прямо трясёт, она излишне переживает за них, и панически боится получить плохую отметку, не понимаю откуда это у неё, ведь я никогда не ругала её за плохие оценки. Я уговариваю её пойти на платное в ВУЗ, т.к. на платное она поступит без проблем, изначально мы так и планировали, но потом в начале 11 класса она захотела на бюджет, и почти весь год старалась, и готовилась. Она уже несколько дней думает, и переживает, т.к. не хочет идти на платное из-за того, потому что мне придётся платить не малые деньги за её обучение, но мне то не жалко денег. Помогите пожалуйста, как мне уговорить её поступать на платное, и как помочь ей перестать излишне сильно волноваться из-за работ, и переживать за учёбу. Я уже совсем не знаю что делать, она уже почти согласилась, но каждый день меняет своё решение, и не может принять то, что я буду платить за обучение. Очень за неё переживаю, и надеюсь что вы дадите хороший совет в решении этой проблемы. Заранее спасибо Вам!
Автор вопроса: Елена Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Мельник Мария Александровна.
Здравствуйте, Елена!
11 класс для многих сложное время. У вашей дочки частая смена настроения, решений, страх проверочных работ. Это говорит о переутомлении. Это не просто усталость, которая пройдет, если хорошо выспаться, а накопленный стресс. Проходит переутомление минимум за 2 недели. Важно хорошо спать, достаточно есть и при необходимости пить витамины. И самое основное - сократить количество поступающей информации. То есть никакого телевизора, музыки, зависания в соц. сетях и минимум общения в месенджерах. Для современного человека сложно представить свой день без смартфона. Но наш мозг не рассчитан на такой объем входящей информации. Простой просмотр ленты новостей тоже утомляет. Полезны долгие прогулки на свежем воздухе и умеренная физическая активность. Это про переутомление.
Что касается страхов, не понятно, чего именно она боится. Возможно в семье есть установка, что высшее образование обязательно и только сразу после школы? Сейчас мир широких возможностей, образование не заканчивается в университете, успешные люди не все имеют высшее образование. Прислушайтесь к себе, какая лично у вас позиция про высшее образование? Не считаете ли вы, что без него человек окажется нищим бомжом? Я это спрашиваю, потому что вы родитель и являетесь авторитетом для дочери и жесткая позиция может вызывать у нее тревогу.
Есть упражнение, которое помогает определить, что именно человек боится. А с конкретным страхом всегда проще. Важно, чтобы она сама дала согласие на это упражнение. Спросите, что самое страшное может произойти. Допустим ваша дочь ответит, что боится не поступить никуда. Спрашивайте дальше, что страшного в этом? Например, она не хочет быть для вас несамостоятельной обузой. Что в этом страшного? Например, боится лишиться вашей любви или боится бессмысленно прожить свою жизнь.
Когда станет понятно, в чем заключается страх, можно вместе выстроить шаги, что делать, если это действительно случится. Лучше, если она сама будет находить решения, это придаст уверенности.
Панические атаки указывают на то, что у нее много тревоги и напряжения. А что именно происходит, ею не очень осознается. Это нормально, навык осознанности формируется не сразу. Если нет дополнительных стрессовых факторов, то тревога по поводу поступления в терапии проходит достаточно быстро. К сожалению, с мамой не все можно обсудить. Если посчитаете нужным, готова работать с вашей дочкой. Тревоги и страхи моя специализация.