3-летняя дочь боится прохожих.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, ребенку 3,5 года. И когда идем вместе, боится встречных прохожих. Останавливается и пугается. На вопрос, почему так, отвечает, что боится, что на нее наступят) Не хочу, чтоб так шарахалась людей(
Я догадываюсь откуда это, наш папа всегда ей говорил ей отойди, пусть люди пройдут. Я тоже не люблю, когда дети идут на тебя и не замечают, но у нас прям противоположный случай...запугал он наверно ребенка. Мне не нравится, что мы не можем нормально пройти на улице, она останавливается, и мне неудобно вдвойне, что создается пробка и все смотрят на нее...
Также, у нее появился страх вообще взрослых, в 2 года она могла постоянно приставать к детям и их мамам, спокойно разговаривала, а сейчас боится, говорит, дядя смотрит и прячется. Я боюсь, чтоб это не переросло в фобию, я никогда ее не заставляю в эти моменты, нервно улыбаюсь, мне неудобно, но стараюсь дочь не напрягать еще больше. Подскажите, пожалуйста, какие слова ей говорить в эти моменты и чтобы, не боялась прохожих - не чувствовала себя такой маленькой что ли.
Автор вопроса: Елена Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Березнева Зульфия Худжатовна.
Здравствуйте, дорогая Елена.
Действительно, страхи, появляющиеся у детей не могут не волновать внимательных родителей. Для начала успокою вас. Есть детские страхи, которые бывают нормальным этапом восприятия мира.
Бывают возрастные страхи, которым подвержены практически все дети. В каждом возрасте своя норма страхов.
Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.
Однако в вашей ситуации я бы обратила внимание на некоторые моменты. Как именно пугается ребенок, как это проявляется физически? Прямо что происходит с телом ребенка, лицом. Или это проявляется только в ее словах? Каких взрослых она боится? Как относится к чужим и своим взрослым? Мужчинам? Женщинам? Воспитателям( если ходит в садик). Какие события произходили у ребенка перед появлением страхов?
Причинами возникновения могут быть : наличие страхов у родных и близких, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться их послушания) ; тревожность в общении с ребенком; большое количество запретов; многочисленные нереализуемые угрозы взрослых; психологическая травма – испуг, шок; нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей; конфликтные ситуации в семье.
Еще один момент, на который я обратила внимание : вы несколько раз пишете о том, что вам не удобно за поведение вашей дочери. Тут возникает вопрос, что вас волнует больше? Мнение окружающих или состояние дочери. И то и то в вашей ситуации нормально. Но это 2 совершенно разных запроса к психологу. Можно работать на тему, почему вас так беспокоит реакция окружающих, а можно на тему того, откуда взялись страхи ребенка и проводить коррекцию. Ваш вопрос про слова, которые нужно говорить ребенку: не думаю, что просто слова изменят ситуацию. Страх живет внутри.
С уважением Зульфия