Травмирую старшую дочь своими требованиями. Чувство вины перед ребенком.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня 2 детей дочери 6 лет и сыну 1 месяц. Очень сильно раздражает дочь, много к ней требований все кажется в ней все бесит. У меня огромное чувство вины что я такое к ней испытываю, я должна с ней находиться постоянно, ее постоянно развлекать, даже сама не позволяю себе отдохнуть т. к вина сразу. А я не могу. У меня, ней с ней четких границ, может перебивать меня во время разговоров, кладет на меня ноги, приказывает и т. д. Уже руки опускаются, у меня невроз. Как изменить свое отношение к дочери? Нужно ли постоянно развлекать ребенка? Воспитываю вместе с мужем, мужа тоже постоянно контролирую чтобы не был строгий с дочерью. На счет моего детства, с мамой прохладные отношения, мало от нее любви я получила, и с папой так же. Воспитывала меня почти все время бабушка (строгая очень), я у нее была хорошая девочка и я боялась ее ослушаться. Как мне изменить свой стиль поведения по отношению к дочери, я боюсь что я травмирую ее. Не знаю как изменить ситуацию. Заранее благодарю за советы.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Михальченко Ксения Викторовна.
Добрый день, Оксана!
В Вашей ситуации возможно, что ваш старший ребёнок - ваша дочь, не раздражает вас, а является неким объектом раздражения. Если рассмотреть ситуацию детально, то при наличии маленького ребёнка, раздражение при усталости и постоянном напряжении - это вполне понятное и ожидаемое явление. Скорее всего супруга вы видите не так часто, а дочь постоянно находится рядом с вами, не знаю, посещает-ли она детский сад. Сейчас у вас много времени, душевных и физических сил уходит на заботу о сыне и это объяснимо. Но, дочери сейчас необходимо не меньше, а подчас ещё и больше внимания и любви. Старшие дети особенно чувствуют, что в семье появился ещё ребёнок, а значит "завоевать" любовь и внимание родителей, а особенно матери становится не так-то просто. И поведение вашей дочери носит демонстративный характер, направленный на привлечение внимания к себе. Если вы сможете приложить усилия и добиться такого отношения к ней, при котором она будет чувствовать безусловную любовь и заботу, её поведение также изменится. А то, что, как вы пишете, она вас раздражает, ребёнок тоже чувствует, отчего её психическое состояние страдает и как результат проявляется в таком поведении. Прибавим сюда ещё и кризис возрастной 6-7 лет, когда проявляются отрицательные черты в поведении ребёнка, постоянный протест, упрямство, капризность, непослушание. А сюда отнесём ещё и стресс, связанный с рождением нового члена семьи - вашего сына.
В этот период нужно просто помочь ребёнку, найти какое-то интересное занятие, чем-то увлечь, уметь выслушать, хвалить за достижения (главное не переборщить с этим), можно привлекать ребёнка к домашней работе (не заставляя, а увлекая) и т.д.
Постарайтесь распределить нагрузку по уходу за малышом между вами и супругом, возможно есть ещё кто-то в семье кто смог бы взять на себя часть дел по дому или помочь с детьми. По поводу контроля над мужем, нужно просто объяснить ему, что ваша дочь сейчас переживает непростой период и ей необходима ваша любовь, внимание и поддержка.
Я понимаю, это сейчас непросто для вас, учитывая и ваш опыт из детства. Постарайтесь понять, что вы необходимы дочери, но не как строгий и всеконтролирующий родитель, а как любящая мама, не упустите возможность гармонизировать ваши отношения, найти общий язык и понять друг друга. И вам и ей сейчас непросто.
Когда ребёнок спокоен, объясняйте ей что, когда вы устали - вы не всегда можете с ней играть, что пока вы заняты она может заняться чем-то одна. Но также проговаривайте ей регулярно, о том, что вы её любите, старайтесь говорить с ней почаще обо всём делая акцент на ваши к ней чувства, не смотря ни на что. Постепенно ваши отношения перейдут в другое состояние. Когда ребёнок будет уверен, что его любят, не за что-то, а просто за то, что он есть - безусловно, что о нём всегда готовы заботиться, он станет спокойней, не будет требовать постоянного внимания и как результат уйдёт и ваше раздражение. Постарайтесь прежде всего прийти к внутренней гармонии с самой собой и увидите, что произойдут перемены и вокруг вас, в отношении с близкими.
Желаю вам терпения, сил необходимых для работы прежде всего над собой и тогда у вас всё получится. А награда, в виде любви и хорошего отношения с дочерью (да и вообще с детьми) - принесёт вам счастье и гармонию в жизни!
С удовольствием отвечу на интересующие вас вопросы.
С уважением, Ксения!)