Дочь подросток боится отца, он же думает, что я ее против настраиваю.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Вопрос задает мама, ответ будет читать и папа. У отца 45 лет и дочери 15 лет жесткое непонимание, находясь в одной квартире они не разговаривают, нет никакого контакта, досуга. Дочь мне говорит, что боится его. Отец думает, что я ее против настраиваю. С его стороны постоянно претензии в ее адрес: забрал книги, фильтрует одежду, заставил убрать ногти, не нравится выбор профессии... Все не нравится, вообще не хвалит. Каждый день шлет статьи в духе как правильно надо жить. Ни разу за последние минимум 10 лет не обнял ее, не сказал, что любит, не назвал доченькой или ласково по имени. Последний бзтк: заставляет ее вручную переписывать статьи о смысле жизни, поведении и т.д. ребенок в трансе от такого уже, ушла жить к бабушке. Теперь он требует фото, что она переписывает это. Насколько правильно его поведение? Нужно ли переписывать? Дочку это очень сильно обижает. Я предложила сходить к психологу, на что он согласился только такой консультации. Заранее благодарю вас за ответ!
Автор вопроса: Юля Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Юлия!
Выстраивать отношения с детьми бывает не так просто. И если в раннем детстве, когда ребенок смотрит на взрослого, как на всемогущего и авторитетного, то в период подросткового становления, когда помимо гормонального всплеска к ребенку начинает предъявлять повышенные требования окружение не только из родных и близких, оставаться в позиции авторитета совсем не просто.
Помимо разницы в мировоззрении (понимаю, что подобное высказывание может вызвать, мягко говоря, непонимание и возмущение), существует еще и куча особенностей периода, в котором происходит взросление ребенка, его становление, как личности.
Родители, в большинстве своем, не готовы к выполнению своих родительских функций в том смысле, в котором может быть готов специалист после соответствующего обучения. Да и не учат нигде быть родителями в этом самом смысле. В большинстве своем, мы вспоминаем, как нас воспитывали в нашем детстве, опираемся на тот позитивный или негативный опыт, с которым столкнулись когда-то в своем становлении. И повторяем его, иногда даже не полностью отдавая себе в этом отчет. А еще и оправдываем такое свое поведение тем, что «нас так воспитывали и ничего, выросли нормальными людьми». Хотя иногда насчет этой самой «нормальности» можно и поспорить.
Так вот, иногда такая растерянность при столкновении с воспитанием собственных детей плюс наши желания «чтобы у них все было лучше, чем когда-то у нас самих» делает из нас жестоких церберов, готовых натаскивать собственных детей на собственное понимание счастья, дрессировать их в способности противостоять жестокому миру в одиночку и закалять их волю в сражениях с нашими требованиями к ним.
Возможно, достаточно жесткое воспитание Вашего папы и его страх, что собственный ребенок не сможет справиться со сложностями в жизни и сформировали у него представление, что нужно поступать с ребенком именно так, а не поддерживать добрым словом, поступком или жестом в нужную минуту.
Говорят, «доброе слово и кошке приятно». Но ребенок не кошка! Он намного больше, чем просто питомец. Он личность. И помочь ему стать ею первостепенная задача родителей. И здесь важно все – и чувства, и слова, и действия, и даже бездействие.
Всем нам нужна любовь. И нашим детям в первую очередь. И не всегда это наставления или критика, которых еще много будет в их жизни. В первую очередь, это наша поддержка. И иногда для этого нужно спросить мнение самого ребенка, узнать его желания и потребности в помощи, как они хотят ее получить, в чем видят ее. Наверное, невозможно совсем уж без требований к ребенку. Но даже они должны быть посильными и, желательно, конструктивными и развивающими его, а не запугивающими и невозможными к исполнению.
Уважаемые родители!
Пожалуйста, не забывайте, что Ваши дети нуждаются в Вас, в Вашем принятии их в любой ситуации, в Вашей защите и поддержке на всех этапах своей жизни. Но в определенные периоды жизни она перестает быть директивной, а переходит в разряд консультативной, которую ребенок может принять или отвергнуть, согласиться с Вашим мнением или иметь свое. И только от Вас зависит, как в своей дальнейшей жизни он будет себя вести – самостоятельно принимать решения и обращаться за помощью и советом в случае необходимости, или станет целиком зависеть от мнений и желаний другого, давать возможность принимать решения вместо себя, опасаться каждого самостоятельного шага. Ну и ребенок может отказаться от Вашей помощи, которая вместо поддержки только еще больше разрушает его уверенность в себе. И такой отказ может ранить уже Вас.
С уважением, Елена Гладкова