Боюсь реакции 10 летнего сына на переезд в страну нового мужа.

Вопрос психологу:
Добрый день. Проблема такова. Год назад я повторно вышла замуж. Это, в связи с пандемией, отношения на расстоянии, и мы виделись 1 раз в месяц , так как мой муж живет в другой стране. Мой первый муж умер. Теперь я получила ПМЖ и хочу переехать к моему мужу. Боюсь реакции моего 10 ти летнего сына. Я знакомила их, ребенок просто предпочел отстраниться. Сначала убегал в другую комнату. Потом тоже почти не общался. Когда говорю о скором переезде, сын просто говорит мне что не хочет ехать. Я даже не могу заставить себя снова говорить с ним об этом, испытывая чувство вины и тревоги постоянно. Мой муж тоже боится, так мне кажется, но настаивает на скорейшем переезде, потому что там нам будет лучше и комфортнее. Перед ним я тоже испытываю чувство вины. Такое впечатление, что все друг друга боятся. Я также опасаюсь, как они поладят друг с другом. Как мне правильнее говорить с сыном? Как объяснить, что надо решиться? Как мне перестать переживать и тревожиться? Ведь я уже замужем и теперь предстоит следующий этап- съехаться и начать жить вместе.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Наталья, здравствуйте!
В первую очередь вам нужно самой успокоиться. Пока вы нервничаете и накручиваете себя, вы не можете объективно посмотреть на сложившуюся ситуацию. К тому же ваше чувство вины и тревоги точно не поможет вам. Так как человек в состоянии вины начинает прогибаться, извиняться, говорить все дрожащим голосом. То есть – он не может спокойно и уверенно излагать свои мысли.
Далее – вам нужно разобраться в себе. Если вдруг у вас самой есть какие-то сомнения в правильности вашего решения по поводу переезда – вы будете тревожиться и накручивать себя. Подумайте сами, вы взрослая женщина и вполне вправе хотеть быть счастливой. Вы имеете на это полное право. Думаю, что именно поэтому вы и вышли замуж, так ведь? Ваш сын когда-то тоже женится и у него будет своя семья. И он тоже будет делать выбор в сторону своего счастья и своей семьи. Так в чем вы виноваты перед вашим сыном? Как думаете, ему будет гораздо лучше жить с одинокой мамой, которая глубоко несчастлива?
Дети в некоторой степени эгоисты. И это нормально для возраста вашего сына. Он еще не может по-взрослому оценить жизнь и все происходящее. В силу того, что он не успел сблизиться с вашим мужем и узнать его лучше – нормально, что он не хочет никуда ехать. Он не совсем понимает, что его там ждет.
Найдите для себя преимущества вашего переезда к мужу. Возьмите и запишите их на лист бумаги. Так, чтобы вы сами поверили в то, что вы хотите ехать (или убедились в обратном, если таких преимуществ нет). Далее – запишите все преимущества для вашего сына, когда он переедет с вами. Убедитесь сами в том, что действительно этот переезд только на благо вас всех. Поверьте в это сами.
До разговора о переезде ненавязчиво постарайтесь «сблизить» вашего сына с вашим мужем. Говорите о том, что ваш муж интересуется здоровьем и настроением вашего сына. Спрашивает, чем сыну хотелось бы заниматься, что его интересует, чтобы муж мог приготовиться.
Затем расскажите о том, что ваш муж хороший, надежный, спокойный и переживает за вас с сыном. Что вы очень устали быть одинокой и хотите, чтобы рядом был мужчина, который заботится о вас. Что ваш муж говорил о том, что ему хотелось бы стать другом вашему сыну и помогать ему во всем, но он нервничает и не знает, как это сделать. И поэтому у него не сильно это получается. Что он просил вас узнать у сына, какими бы он хотел, чтобы были их отношения и что ему нужно сделать, чтобы мальчик начал с ним спокойно общаться. Что вместе с вашим мужем ваш сын сможет заниматься … (подумайте сами о том, что их может сблизить). Расскажите сыну о том, какие преимущества его переезда в новую страну.
Расскажите о том, что вы всегда будете рядом с вашим сыном и всегда и во всем ему поможете и защитите его. Что вы очень любите вашего сына и сделаете все, чтобы ему было хорошо. И попросите, чтобы он вам в этом помог. А вместе вы точно со всем справитесь.
Только обязательно говорите это все уверенным тоном, а не извиняющимся. Из позиции мамы, которая заботится о своем ребенке, а не из позиции чувства вины. Важно, чтобы вы сами верили в то, что будете говорить. Тогда и ваш сын поверит в ваши слова и заинтересуется переездом.
«Мой муж тоже боится, так мне кажется, но настаивает на скорейшем переезде, потому что там нам будет лучше и комфортнее. Перед ним я тоже испытываю чувство вины» - а перед мужем вы в чем виноваты? Вы же не скрывали, что у вас есть сын. И вы не можете на 100% повлиять на отношения мужа и сына. Поэтому стараетесь сделать все так, чтобы было хорошо им двоим. При этом вам не нужно забывать соблюдать свои интересы. Иначе в какой-то момент вы просто растворитесь в вашем чувстве вины и жалости к себе. А это точно вряд ли сделает вас счастливой даже в самых комфортных условиях.
«Такое впечатление, что все друг друга боятся. Я также опасаюсь, как они поладят друг с другом» - и это нормально, что все пока боятся друг друга. Это новый опыт у каждого из вас. Поэтому не удивительно, что немножко боязно. Как поладят ваш сын и муж – отчасти зависит и от вас. Важно спокойно и терпеливо относится к этому вопросу и не ждать быстрых результатов.
Самое главное – поверьте в себя, и все у вас будет хорошо! У вас будет крепкая и дружная семья!
С уважением, Лелюк Алина